Потребление без предела. Как отказаться от безмерия

Потребление без предела. Как отказаться от безмерия

Мера потребностей, ограничение желаний, разумные желания, на всех не хватает благ, безмерие, договориться о потреблении

Где грань, за которой начинается безмерие, за которой исчезает сама нужда в потреблении? Кто вычислит меру, кто предупредит об утрате грани? И может ли правитель отрегулировать меру так аккуратно, чтобы его не приняли за султана из мультфильма «Золотая антилопа»?

Чьими намерениями вымощена дорога в ад?

События, происходящие с нами, в стране, в мире инициированы чьими-то желаниями.

Самые страшные войны развязали не какие-то абстрактные силы, а конкретные люди. Эти люди претворили свои идеи, свои желания в жизнь.

Можем ли мы оградить себя от тех, кто способен превратить нашу жизнь в ад? Или это задача для богатырей из сказок?..

Кто и почему жалуется на жизнь. Категории потребностей

Как часто вы слышите от друзей, знакомых, людей с экрана телевизора жалобы на плохую жизнь? Может, и сами жалуетесь? Подумайте, вспомните.

Я уже подумал. И научился обходиться без жалоб. Каким образом? Ответ: мои желания в целом удовлетворены.

О каких именно желаниях идёт речь? Разделю их на три категории: материальные; нематериальные; смешанные.

У меня есть потребность трудиться. Я работаю. Я бы соврал, сказав, что моя работа — предел мечтаний. Зато я часто испытываю удовлетворение — как от самого труда, так и от его результата.

Я живу со своей семьёй: с супругой и сыном. Я рад тому, что эти двое существуют; я счастлив, когда они рядом.

Роман, о котором не говорят. Главный герой — простой человек. Он ответил на вызов судьбы и изменил будущее.

Часть времени я отдаю общению с близкими людьми — этого требует моя душа. В свободное время я читаю, смотрю фильмы (и получаю от этого удовольствие). Мне нравится бегать в парке, слушать музыку.

Таков неполный набор нематериальных потребностей, без которых моя жизнь была бы скудной. Подобный набор есть и у вас. Он есть у каждого.

Теперь о моих материальных потребностях. Вот они: квартира, машина, дача, одежда, пища. Можно, конечно, составить подробный список и включить туда бытовую технику, мебель, велосипед, компьютер, смартфон и прочие вещи, ставшие символами современной жизни. Мельчить, однако, ни к чему; цель эссе — не составление материальных списков на все случаи жизни.

Идём дальше. Смешанные потребности. Я люблю путешествовать. По родной стране и по заморским землям. В сущности, путешествие — это та же прогулка или экскурсия, только растянутая во времени и в пространстве.

Пешая прогулка ничего или почти ничего не будет мне стоить. Далёкое же путешествие может обойтись в кругленькую сумму. Сама потребность в посещении городов и стран не предполагает завладения материальными ценностями, но требует существенных расходов.

За пределами желаний

Можно ли ещё как-то упорядочить потребности человека? И нужно ли? Наверное, да. Ведь вся наша жизнь состоит в удовлетворении потребностей. Уже разработаны разные их классификации. Все знакомы, к примеру, с пирамидой Маслоу. Физиологические потребности, потребность в безопасности, социальные потребности и так далее.

Я предлагаю рассмотреть человеческие желания под иным углом.
У меня есть потребность в автомобиле. Я обладаю одним. Говорю честно: я хотел бы иметь три автомобиля. Три машины для семьи из трёх человек. Много это? Мало? А может, в самый раз?

Уверен, найдётся немало людей, которые сочтут моё желание чрезмерным. Будут и те, кто отнесётся к нему неоднозначно. Владельцы же трёх и более транспортных средств, пожалуй, поддержат моё стремление обзавестись малым парком машин (если мы с ними не живём в общем доме с миниатюрной парковкой).

А если бы, как в небезызвестном фильме, я возжелал бы трёх жён? Христиане (и не только они) меня осудят. Зато мусульмане поддержат — Коран разрешает многожёнство. Только хочу указать (об этом, кстати, забывают некоторые правоверные) на цель такого допущения в исламе: мужчина возлагает на себя ответственность и всесторонне заботится о женщинах, оставшихся в силу разных обстоятельств без мужей. Главенствующим же обстоятельством в пору становления ислама было одно: высокая смертность мужского населения из-за постоянных войн.

Не будем далеко отходить от темы. Значит, и в этом желании у меня будут как противники, так и сторонники.

Что насчёт недвижимости? Я мечтаю жить в пятнадцатикомнатной квартире с тремя санузлами, с высотой от пола до потолка в три метра, с общей площадью не менее пятисот квадратных метров.

Шучу! Такая квартира мне ни к чему.

Кто-то спросит: «А если б дали бесплатно? Неужели отказался бы?» Пожалуй, нет. Только жить в ней не стал бы — продал бы. Однако в нашей необъятной стране находятся люди, которым подобное желание представляется вполне нормальным. И реализуемым. Ведь мы живём при рыночной экономике. Раз уж средства позволяют, почему бы не иметь десять или двадцать квартир?

Безмерие, рождённое культурой потребления

Не торопитесь обвинять меня в приверженности идеям социализма и уравниловки. Кому-то наверняка увидится именно такой подтекст. Как в плановой, так и в рыночной экономике есть плюсы и минусы.

Один из главных минусов свободного рынка — безмерие. Безмерие, обусловленное культурой каждого отдельного человека. Меня, вас, соседей, друзей, знакомых, рабочих, бизнесменов, депутатов, служителей закона, кого угодно — исключений, пожалуй, нет.

Безмерие проникло в культуру потребления. Слышали, наверное, такое словосочетание: «культура потребления»? Из-за частой повторяемости, заношенности эти слова омертвели. Между тем в них скрыт важный смысл. Он важен для каждого из нас.

Слова эти омертвели не только от затасканности. Посмотрите вокруг: культура потребительского излишества проявляется повсеместно.

Мы стараемся себя ни в чём не ограничивать. Тому множество примеров в любой среде, в любом срезе общества. Вот простой пример: за девять месяцев 2020 года сотрудники ГИБДД выписали штрафов на сумму 83,1 млрд. руб. (данные Autonews.ru со ссылкой на МВД РФ). Самым распространённым нарушением ПДД в этот период стало превышение скорости — 95,9 млн. случаев против 78,9 млн. годом ранее.

Почти сто миллионов случаев! Откуда столько? Почему?

Вот почему: наша культура дозволяет безмерие. Никакие штрафы, никакие строгие законы не в состоянии привить человеку чувство меры. Его не «зашить» в конституцию, как не «зашить» туда и справедливость.

В чём зло безмерия? На обывательском уровне оно не так очевидно. Оно кроется в привычных повседневных ситуациях. Съел в обед лишний кусок мяса, выпил лишнего, купил одежду, которую не будешь носить, включил дома слишком громко музыку и поругался с соседями, превысил скорость и попал в ДТП.

Беда здесь не только в самих ситуациях, но и в привычке к ним. Подобные ситуации становятся обычным делом, неписаной нормой жизни. Соответствующие типы поведения глубоко въелись в сознание многих.

Как безмерие пустило корни в наших душах? Думаю, тому есть две причины. Первая: рыночная экономика предоставила человеку возможность взять от жизни благ столько, сколько можно вообразить (да и воображение — не предел). Вторая причина: выяснилось, что объём благ ограничен: их хватает далеко не на всех.

Какой же итог? Мы, обычные граждане, участвуем в особой конкуренции между собой: боремся за кусок послаще и пожирнее. Толкаемся локтями, чтобы, так сказать, успеть к прилавку. Злимся на соседа, если он успел урвать, а мы ещё нет.

Здесь мы подошли к следующему вопросу. Почему благ хватает не на всех? Неужели россияне — лодыри, тунеядцы, не умеют и не хотят работать? Почему «народное достояние» мы видим только в телеящике? Всё просто: львиная доля ресурсов и благ находится в руках небольшой кучки людей. Данное положение вещей существует в рамках закона. Но имеют ли моральное право на запредельные желания индивиды, повергающие в нищету большую часть населения страны? Как вышло, что сложившаяся экономика и законы дают возможность единицам съедать девяносто девять процентов пирога?

Я обыкновенный человек, никаких учёных званий не имею. Зато понимаю: такая экономика мне и другим простым гражданам явно не на пользу. И я против того, чтобы какой-то проходимец за счёт моего труда удовлетворял свои потребности, оставляя мне лишь крошки. Ибо эти потребности безмерны.

Потребности без меры и личный отказ от безмерия

Вот и поспела новая классификация. Следует различать нормальные потребности и ненормальные — запредельные, безмерные. Как же измерить то, что само по себе не имеет меры, ибо не знает ограничений? Это можно: у людей, обладающих одним или двумя автомобилями, предел желаний хорошо просматривается. Но вот мера потребностей человека, который приобрёл сто роллс-ройсов, едва ли видна.

Не следует ещё забывать, что есть люди одарённые. Сделавшие для сограждан столько, сколько, может, человеку вроде меня за всю жизнь не сделать. Подобные герои (только так их могу назвать) заслуживают и двухсот роллс-ройсов. Правда, заслуги перед обществом вопроса меры не снимают. Это категории разных порядков.

У меня чувство меры вроде бы есть. Но это я так думаю. Другой человек может сказать, что его у меня нет. Ведь я хочу иметь три автомобиля! Выходит, у каждого своя мера, каждому следует её нащупать, определить — и по возможности ограничить. Лично. Без подсказок. И, главное, без оглядки на тех, кто рвётся к прилавку.

Пока мы не приведём свои желания и потребности к какому-то общему (более или менее измеренному) знаменателю, общество будет делиться на «буржуев» и тех, кто на них смотрит с чёрными чувствами. К чему приводит накал страстей в социуме, история показывала уже не раз.

Я — за мирную социальную эволюцию. За мирное изменение меры потребностей.

Не потребляйте больше, чем вам и вправду нужно!

Для тех, кто возразит против эволюции потребления, тоже найдётся мирный вариант решения вопроса. Они не должны иметь права пользоваться благами, созданными согражданами. Это можно закрепить на законодательном уровне. У таких людей, как и у всех, должен быть выбор: хочешь получить сверх меры — сделай это сам, своими руками! Построй себе ещё одну квартиру — точно так, как строили молодые люди при Горбачёве в молодёжных жилых комплексах. Или вложи капиталы в завод, в науку, в образование. Оставь по себе хорошую память.

Роман Шевченко

Оставить комментарий

Введённый вами почтовый адрес не публикуется. Заполняя форму комментирования, вы явно соглашаетесь с тем, что администратор сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя, e-mail, IP. Ссылка на политику конфиденциальности сайта. Комментарии строго премодерируются. Политические темы запрещены! Не отвечающие этому требованию комментарии удаляются либо обрезаются.

Прочтите! Это тоже интересно: