Осмысление творчества

Осмысление творчества

Магия, лик, творец, осмысление творчества, смысл

Творчеству не научишься. Смысл его не постигнешь через коммерческое пособие из серии «Как стать…» И не надо этого делать. Ведь отыскать в себе творческие способности может каждый.

Творчество как личный созидательный акт

Люди зачем-то сортируют профессии: делят их на творческие и остальные. Творческих специальностей насчитывают на удивление мало: в пределах двух десятков наименований плюс несколько разновидностей. Обычно перечисляют следующие профессии: артист театра и кино, режиссёр, художник, дизайнер, скульптор, прозаик, поэт, сценарист, журналист, музыкант, композитор, фотограф, модельер, визажист, парикмахер-стилист, флорист и др.

«Голосование списком» ошибочно в самой своей сути, в самой основе. Во всех однообразных списках, составленных на скорую руку и растиражированных, содержится одна критическая ошибка. Это упущение перечёркивает уважение к людям тех профессий, которые в перечень не попали.

Не попали по недоразумению. По недосмотру. По недомыслию.

Заодно ошибка принижает и статус упущенных из виду профессий.

Составлять списки ни в коем случае нельзя.

Нетворческих профессий не существует! Творчество не определяется профессией или образованием, для неё полученным. Оно не определяется ни званиями, ни степенями, ни стажем, ни числом отзывов, ни количеством лайков в соцсетях. Суть его лежит в иной сфере.

Философски осмыслить творчество значит постичь простую истину: любой труд, любая профессия, любое дело могут стать источником приложения творческих усилий.

Эта истина — не аксиома. Она теорема. Но доказать её несложно.

Роман, о котором не говорят. Главный герой — простой человек. Он ответил на вызов судьбы и изменил будущее.

Для творчества важны способности. Важно призвание человека — зов присущих ему талантов. Увлечённость любимым делом всегда вызывает желание трудиться и непрерывно совершенствоваться.

Нельзя отказывать каким-либо профессиям в творческой составляющей. Творцы повсюду!

Творчество, осмысление, художник, кисть, рисунок, краски, акварель

«Дайте мне точку опоры, и с помощью рычага я переверну землю».

Архимед. Цит. по: Диодор Сицилийский. Историческая библиотека.

Пройденный человеком путь от ученика токаря до токаря шестого разряда и мастера есть дорога настоящего творца.

Преподаватель технического вуза, ставший изобретателем, рационализатором, получивший ряд авторских свидетельств, — творец.

Школьный учитель, на уроках которого слышен только его голос (его речь околдовывает, завораживает, в восторг погружает), обладает подлинно творческой натурой. Ученики любят его и помнят его спустя десятилетия.

Электрик, который тянет кабель и размещает розетки в доме так, что ты всегда находишь их там, куда тянет вилку твоя рука, — это неприметный гений проводов. Конечно, о нём не прочитаешь на сайте, коллекционирующем знаменитостей. («Люди и жизнь» собираются это досадное упущение исправить!)

Математик, программист, селекционер растений — не творческие люди?

Повар, менеджер сетевого магазина, портной не могут придумывать, творить?

Редактор, корректор, литературный обработчик лишены возможностей для творчества?

Не лишены. Творчеству найдётся место в любой профессии. Творческая составляющая зависит не только от обстоятельств, окружающих профессию, но и от личности.

Личность пойдёт против обстоятельств, ежели они стесняют её, не дают ей проявиться. Творец не смирится с тем положением, при котором его созидающая компонента извне отключена. Он будет искать выход — и найдёт его. Творец не работает с девяти до шести — он горит вдохновенно; рамки, рутина, скука для него немыслимы.

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы. Обнаружение своего творческого акта не есть крик боли, пассивного страдания, не есть лирическое излияние. Ужас, боль, расслабленность, гибель должны быть побеждены творчеством. Творчество по существу есть выход, исход, победа. Жертвенность творчества не есть гибель и ужас. Сама жертвенность — активна, а не пассивна. Личная трагедия, кризис, судьба переживаются как трагедия, кризис, судьба мировые. В этом — путь.

Бердяев. Смысл творчества.

Любой, у кого хватает силы плыть против течения, — творец.

Любой, кто уникально проявляет себя в своём деле, — творец.

Любой, кто желает и умеет работать не по трафарету, — творец.

Его работа из ремесла поднимается до искусства. Как бы она ни называлась.

Индивидуальность — верная примета творчества

Где нет шаблона, там начинается творчество.

Где оканчиваются инструкции, там открывается неизведанная свобода для личных решений.

Где о человеке говорят, что до него эту работу так не делал никто, там творчество распознают и ценят.

Творчество есть проявление и развитие личных способностей в том деле, к которому эти способности относятся. Научиться творчеству невозможно — нельзя перенять чужие способности.

Пользы никакой; приёмам творчества не научишься. У всякого творца есть свои приёмы. Можно только подражать внешним приёмам, но это ни к чему не ведёт, а в работу творческого духа проникнуть нельзя.

Гончаров. Нарушение воли.

Копировать нет смысла. Не художник тот, кто срисовывает и перерисовывает. Не музыкант тот, кто переигрывает чужие мелодии или исполняет что-то в готовом стиле в расчёте заработать. Не изобретёт ничего и не даст миру ничего нового тот, кто копирует изобретённое другими. Не писатель тот, кто сочиняет фанфики, разного рода продолжения: кто не пишет, но лишь подражает, чаще всего неумело, дилетантски.

Лишь тот, кто торит свою дорогу, кто не едет по проложенным колеям чужого пути, действительно способен к творческому акту.

Стать творцом в своей профессии сможет лишь тот, кто знает о собственной неповторимости и умеет к любимому делу её приложить.

Сказать своё слово сумеет лишь тот писатель, который не копирует чужой стиль, чужое дарование, чужие идеи, который не завидует чужому успеху.

Ну а как вы, молодой писатель, есть ли у вас что сказать? Если есть, то что помешает вам высказаться? Если вы способны развивать идеи, которые хотел бы услышать мир, выразите их так, как они вами мыслятся. Если вы мыслите ясно, вы и писать будете ясно; если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение. Но если ваше изложение неинтересно, — это потому, что неинтересна ваша мысль, если оно ограниченно, то это потому, что ограниченны вы сами. Если ваши идеи спутаны и перемешаны, разве можно ожидать ясности выражения? Если ваши знания скудны и беспорядочны, разве может ваше изложение быть свободным и логичным? А без прочной основы, без рабочей философии разве можно из хаоса сделать порядок? Разве можно верно понять и предвидеть? Разве можно определить величину и относительную ценность тех крупинок знаний, которыми вы располагаете? А без всего этого разве смогли бы вы быть самим собой? Разве принесли бы вы что-то свежее изнурённому заботами миру?

Джек Лондон. О писательской философии жизни.

Осмысление творчества. Взгляд внутрь себя

Загляните внутрь себя. Дайте себе рабочую философию, о которой сказал Джек Лондон. Поклянитесь дать что-нибудь новое, свежее этому миру. Честное слово, без вашего вклада мир будет серее.

Грандиозный замысел? Ну разумеется!

Отыщите в своей работе нечто такое, где раскроются ваши творческие способности. Крепко подумайте над этим. Нет такой работы и нет таких обстоятельств, которые нельзя было бы тотчас переменить или которые нельзя было бы переменить со временем.

Даже в изматывающей работе, которая начинается с пяти утра и тянется без выходных семь дней в неделю, можно найти участок для творчества. Применяя способности, можно выполнять труд так, что он перестанет казаться рутинным, монотонным.

Я хорошо знаю это: я много лет проработал в таком изнуряющем режиме корректором, а затем выпускающим редактором. Даже в четыре утра вставать приходилось.

Лучшее разнообразие для ежедневного труда — анализ его содержательности и применение на подходящих участках своих способностей. Показать самому себе скорость, с которой ты можешь править чужие тексты, меняя заголовки, уничтожая ошибки, опечатки и ляпы, и показать другим, как неповторимо ты подходишь к этому делу, расставляя абзацы, выравнивая кривой авторский стиль, устраняя лексические огрехи и поправляя фактические промахи, — вот вам и творчество, вот вам и увлекающий труд.

С таким-то опытом и с таким-то подходом можно и получше работу найти. Поудобнее. Такую, где в пять утра выходить к станку не нужно. И где платят побольше. Или такую, где ты сам себе хозяин.

Творческая личность горы свернёт.

Творческой личности необязательно быть артистом, визажистом, фотографом или дизайнером.

Творческой личности достаточно быть собой.

© Олег Чувакин, 27 августа 2021

Оставить комментарий

Введённый вами почтовый адрес не публикуется. Заполняя форму комментирования, вы явно соглашаетесь с тем, что администратор сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя, e-mail, IP. Ссылка на политику конфиденциальности сайта. Комментарии строго премодерируются. Политические темы запрещены! Не отвечающие этому требованию комментарии удаляются либо обрезаются.

Прочтите! Это тоже интересно: