Социальные сети, компьютер, значки, общение, вытеснение книг

Нет времени читать

В рейтинге книгоиздающих государств, выстроенном по количеству выпущенных названий книг, Россия занимает пятую строчку. Страна уступает не только Китаю и США, но и Великобритании и Италии.
Социальные сети, компьютер, значки, общение, вытеснение книг

В рейтинге книгоиздающих государств, выстроенном по количеству выпущенных названий книг, Россия занимает пятую строчку. Страна уступает не только Китаю и США, но и Великобритании и Италии.

Книга становится… роскошью

Данные о пятом месте в рейтинге приведены в таблице «Топ-50 книгоиздающих государств мира, 2019 г.», опубликованной в последнем докладе «Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития» (Минцифры, 2021). Топ-50 обнародован Всемирной организацией интеллектуальной собственности (WIPO) в сентябре 2020 года. Это самые свежие данные на текущий момент.

Число выпущенных названий книг и брошюр в России в 2019 г. составило 115171 шт. Для сравнения: в Италии — 130376 шт. (2018 г.), в Великобритании — 202000 шт. (здесь и далее 2019 г.), в США — 304912, в КНР — 440000.

Международная ассоциация издателей (IPA) выпустила доклад «От реакции к восстановлению. Влияние COVID-19 на мировую издательскую индустрию». Ассоциация подвела итоги первого полугодия 2020 года и дала прогнозы по перспективам книгоиздательской отрасли. Ассоциация издателей обозначила и проблемы, мешающие развитию рынка книг.

Прогнозов два. Первый относится к странам с устойчивой экономикой, второй — к развивающимся странам с зарождающейся цифровой экономикой и невысоким уровнем покупательной способности населения.

Эксперты выделили ряд факторов, препятствующих быстрому восстановлению книжного рынка. Любопытно, что в перечне этих факторов присутствует отнесение книг к предметам… роскоши! Впрочем, это не покажется удивительным, если посмотреть на цены в нынешних книжных магазинах — как в «реале», так и в сети.

Восстановлению книжного рынка мешает в первую очередь слабость экономики при значительном падении покупательского спроса, что вдобавок осложняется инфляцией.

Быстро восстановиться книжному рынку мешают небольшой его объём внутри страны при зависимости от бюджетных закупок и при неразвитости цифровой экономики.

Эксперты включили в свой список два примечательных фактора: «отнесение книг в сознании людей к предметам роскоши» и «невысокую национальную культуру чтения, уступающую в конкуренции за читателя другим средствам развлечения, например, потоковому видео, видеоиграм и социальным медиа».

Роман, о котором не говорят. Главный герой — простой человек. Он ответил на вызов судьбы и изменил будущее.

Последний фактор, как мы сейчас увидим, подтверждается статистикой, не только российской, но и мировой.

Время пребывания среднестатистического гражданина в Интернете, а также время, затраченное гражданином на разные медиа, год от году растёт, однако это не значит, что израсходованные безвозвратно часы уходят на чтение книг. Нет, люди тратят время, то есть жизнь, на то самое, что успешно составляет конкуренцию «другим средствам развлечения».

Чтение начинает и проигрывает

Россиянин проводит в Интернете ежедневно 7 часов 52 минуты. Уйма времени! Примерно столько же человек тратит в сутки на сон.

Примерно треть этих часов россиянин расходует на общение в соцсетях.

По данным исследования We Are Social и Hootsuite, в 2020 г. россияне проводили в Интернете 7 часов 52 минуты, на соцсети уходило 2 ч. 28 мин. При этом мировые показатели медиапотребления выглядят следующим образом: в 2020 г. интернет-пользователь ежедневно проводил в онлайне в среднем 6 ч. 54 мин., из них 2 ч. 25 мин. он тратил на социальные сети. Время в других медиа в мире распределяется следующим образом: 3 ч. 24 мин. уходит на просмотр ТВ; 2 ч. 2 мин. — на чтение прессы (онлайн и печатной); 1 ч. 31 мин. пользователи слушают стриминговую музыку, 1 ч. — радио, 54 мин. — подкасты; 1 ч. 12 мин. уходит на видеоигры на консолях.

Это цитата из упомянутого выше отраслевого доклада «Книжный рынок России», Минцифры, 2021.

Похоже, людей в мире, в том числе в России, привлекают в первую очередь не книги, а соцсети, новости, подкасты, стриминг, игры и телевидение. Причина очевидна: эпоха, когда книги представляли собой основное заполнение одинокого досуга, канула в Лету.

Во времена Чарльза Диккенса издатели вынуждали писателей растягивать романы на три тома — с тем, чтобы читатели, в свою очередь, могли растянуть удовольствие от чтения на недельку-другую-третью. Теперь вечера заняты не чтением, а сериалами, перебиваемыми лентами новостей — тоже смахивающими на сериал с узнаваемыми персонажами, а заодно и узнаваемыми ведущими и комментаторами.

Толстые книги нынче не в моде, не в тренде.

Формат заметки в соцсети вроде «Инстаграма» требует предельной краткости, которая напугала бы даже Чехова: 2000 знаков — предел.

Про «Твиттер» с его сверхкраткостью не стоит и говорить. Именно «Твиттер» утвердил в сети длину сообщения в 140 знаков (длина этого абзаца).

Школьники бледнеют от ужаса, когда учителя или библиотекари вываливают перед ними четыре тома «Войны и мира».

Давайте посмотрим на свежие российские данные по тиражам книг, по выпуску новых изданий. Сведения за 2020 год имеются в том же докладе «Книжный рынок России».

Согласно данным Российской книжной палаты, в 2020 году издательства России выпустили 99857 названий книг и брошюр. Их совокупный тираж составил 351,5 млн. экз.

Много это или мало? Всё познаётся в сравнении.

По количеству выпущенных названий это число на 13,3% меньше числа 2019 года, а по совокупному тиражу — меньше на 19,2%. По числу выпущенных наименований книгоиздание РФ в 2020 году откатилось на уровень 2005 и 2006 годов (тогда в России было издано соответственно 95498 и 102268 наименований книг и брошюр). По совокупному тиражу, отмечается в докладе, показатель 2020 года оказался худшим за всю историю постсоветского книгоиздания: он опустился на 13,8% ниже уровня кризисного 1998 года. В том году совокупный тираж книг и брошюр составил 407,6 млн. экз., и это был наиболее низкий показатель по отпечатанным тиражам с 1991 г. по 2019 г. Анализ периода с 2008 года (начального года мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., который сменил тренд российского книгоиздания на нисходящий) по 2020 год показывает, что число выпущенных наименований книг и брошюр в РФ снизилось на 19,0%, а их совокупный тираж уменьшился на 53,8%.

Падение интереса к чтению подтверждается в России и тенденцией к снижению числа изданных книжных новинок. В 2008 году в РФ было издано 106382 новых наименований книг и брошюр, а в 2020 году — 87057, меньше на 18,2%.

Основные показатели выпуска книг и брошюр в Российской Федерации в 2008-2020 годах

Выпуск книг, Россия, данные 2008 и 2020 годов, сравнение, сокращение, проценты, тенденция

Это не всё. Наряду с падением числа изданных наименований и уменьшением совокупного тиража сократился и средний тираж одного издания. Соответствующий показатель снизился в 2020 году в сравнении с показателем 2019 года на 6,8%: 3520 экз. против 3778 экз. соответственно. С 2008 по 2020 год средний тираж одной книги сократился на 42,9%. При этом показатель числа выпущенных печатных экземпляров книг и брошюр в расчёте на душу населения по итогам 2020 года составил 2,4. Он снизился по сравнению с показателем 2019 года на 19,2%. За тринадцать лет, с 2008 по 2020 год, он сократился на 55,1%.

Первые два места в топе отечественного книгоиздания занимают переводной Стивен Кинг и русскоязычная Дарья Донцова. Подтверждается тренд 2019 года, в котором американский плодовитый автор впервые обогнал по тиражам российского плодовитого автора. Правда, падение тиражей в 2020 году случилось у обоих плодовитых авторов. Если общий тираж книжных названий Стивена Кинга в 2019 году составил 1,103 млн. экз., то в 2020-м американец набрал 0,774 млн. экз. Если общий тираж книжных названий Дарьи Донцовой в 2019 году составил 0,776 млн. экз., то в 2020-м соответствующее число составило только 0,525 млн.

Будет очень любопытно узнать, до какой нижней точки докатится эта пара литгигантов в ближайшие годы.

Слушать, но не читать

Что до рынка электронных книг, то он в стране довольно мал и составляет около 12 процентов от рыночного оборота печатной книги (имеется в виду не тиражное, а денежное выражение: объём электронного рынка составил по итогам 2020 г. 8,35 млрд. рублей). При этом нельзя не отметить быстрого роста средней цены на электронную книгу. В период зарождения рынка электронных книг разница между средней розничной ценой продажи бумажной книги и средней ценой электронной книги различалась примерно в 2,2 раза, а сегодня она различается только в 1,6 раза. В 2011 году средняя розничная цена бумажного тома составляла 158,71 руб., а электронной книги — 72,46 руб.; в 2020 году средняя розничная цена бумажного тома составляла 300,39 руб., а электронной книги — 192,87 руб.

Не придём ли мы к тому, что и электронная книга (неосязаемая!) станет считаться в обществе предметом роскоши?

В 2019 г. цифровые издания составляли 8,4% от оборота печатной продукции, в 2020-м — около 12%. Каковы причины денежного роста рынка электронных книг? Согласному упомянутому докладу, на рынке электронных книг РФ новых участников в 2020 году не появилось. Одним из основных факторов роста этого рынка стал рост популярности аудиокниг. Кроме того, на увеличение рынка влияют расширение аудитории подписных сервисов и рост популярности самиздата.

По-видимому, сегмент аудиокниг в будущем следует анализировать как отдельный рынок. Эта продукция должна относиться к тем самым медиа, которые вытеснили книги (предназначенные для чтения, а не для слушания!) и победили в борьбе за потребителя.

Читатель превратился в зрителя и слушателя.

Нет времени на чтение

Итак, падение интереса к чтению — процесс очевидный. Сокращение тиражей и уменьшение количества новых наименований книг подтверждаются статистикой. И даже денежный рост рынка электронной книгопродукции подтверждает падение интереса к чтению как таковому, его подмену иным способом восприятия: ведь аудиокнига, один из драйверов роста этого рынка, — не книга в её традиционном понимании. Это не текст. Аудиозапись исключает саму возможность чтения.

Как в России, так и во всём мире люди предпочитают литературе обмен мнениями в соцсетях, чтение и комментирование новостей в СМИ, блогинг и стриминг, просмотр видеоклипов и фильмов, компьютерные, смартфонные и видеоигры.

Времена Гюго, Диккенса, Флобера, Толстого, Синклера Льюиса ушли. На смену романтизму и реализму явился бульварный самиздат в виде фанфиков, розовых романов, фэнтези с бесконечными продолжениями, кинороманов, комиксов. Явление массовой квазилитературы стало дополнительным фактором, вытесняющим литературу в классическом её понимании. Действует закон перехода количества в качество. Накапливаются количественные изменения: книг, которые могут понизить литературу (понижение умов — выражение Толстого), становится всё больше, предел меры нарушается и наблюдается скачок — переход к новому качеству.

На обложках современных книг напечатано: «Долгожданная экранизация!», «Содержит нецензурную брань и дополнительные материалы со съёмок фильма», «Роман, который лёг в основу фильма…» и тому подобное. Такие зазывные маркетинговые трюки закрепляют в сознании потребителей вторичность литературы и подтверждают известный факт: книга давно уступила рынок фильмам, искусству визуальному.

У современного потребителя нет времени на чтение. Аудиокнигу он может слушать в машине, а вот читать за рулём невозможно. «Инстаграм», «Тик-Ток», «Фейсбук», «ВКонтакте», игры, телевидение, блоги, видеоролики, новости и всё прочее, чем заняты в XXI веке люди, отодвинули чтение в сферу второстепенных интересов.

На рынке не нашлось даже замены коммерчески успешной Дарье Донцовой, а ведь совсем недавно она была бесспорной рекордсменкой по тиражам. Может, не сыскалось другой, столь же плодовитой и способной?

Новые донцовы и шиловы просто не требуются: поколение сменилось! У молодых другие интересы. Те самые, которым они и посвящают 7 часов 52 минуты ежедневно.

© Олег Чувакин, 31 октября 2021

Поделитесь с друзьями

Написать комментарий

Введённый вами почтовый адрес не публикуется. Заполняя форму комментирования, вы явно соглашаетесь с тем, что администратор сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя, e-mail, IP. Ссылка на политику конфиденциальности сайта. Комментарии строго премодерируются. Рекламное содержание не допускается! Политические темы запрещены! Не отвечающие этим требованиям комментарии удаляются либо обрезаются.