Ждём продолжения!

Ждём продолжения!

Анна Петрусова, рецензия, прецедент, роман, любовные отношения, реалистичность

Анне Петрусовой, одной из победительниц конкурса рецензий, в романе «Прецедент» понравились герои компетентные и одарённые.

По мнению Анны, соавторы недостаточно широко раскрыли характеры некоторых героев: следовало бы увеличить объём романа, добавить психологизма. Вместе с тем в книге присутствует многое, что погружает в процесс чтения и делает его занимательным.

Критик отмечает и метафоричность введённой адыгейской легенды, и импонирующие любовные отношения персонажей, и умение авторов выдержать жёсткий стиль, не скатываясь на жалость.

Особенное внимание Анна заостряет на компетентности и талантливости ряда героев «Прецедента» — тех, кто выбился и создал своё положение не благодаря везению, но благодаря способностям и труду. Это придаёт повествованию особый колорит и добавляет реалистичности.

Отзыв Анны Петрусовой на роман «Прецедент»

Начну с того, чего в произведении мне не хватило. Прежде всего, как ни странно, объёма — как будто авторы были в нём ограничены и оставляли только наиболее важные отрывки. В завязке это не слишком заметно, но присутствует. Например, очень скудно описана армейская жизнь Руслана как до, так и после перевода. Мне кажется, это всё же не тот этап в жизни мужчины, который можно описать только распорядком дня и нагрузками, уж слишком он влияет на мировоззрение и саму личность. И это далеко не единственное место, где можно было бы добавить событий, чтобы в голове читателя более чётко отложилось положение дел. Отсутствуют проходные будничные истории с работы Насти (всё только по делу, для сюжета), у Руслана до основных событий описана всего лишь одна поездка со свидетельницей, у Криса также описан лишь один случай на корпоративе, когда он заговорил во сне.

Несколько сбивает с толку и различное по объёму описание биографии персонажей. Это уже после прочтения я поняла: у Руслана и Криса истории самые объёмные, ведь они являются основными. Но между ними вклинилась биография Антона, а ещё дальше будут небольшие вставки Натальи и Григорьева, и, честно говоря, это несколько обескураживает и не даёт выделить главные линии из второстепенных.

Продолжаю про нехватку объёма. Вторая часть, которая для меня началась с прозрения Насти, написана гораздо динамичнее. С одной стороны, это действительно читается на одном дыхании, но с другой — события развиваются слишком быстро. Корпорация рушится в один миг, а хочется видеть подробности, шаг за шагом, кубик за кубиком. Не хватает времени, чтобы «прочувствовать» Настино положение. Вот она отвозит чемодан, а вот уже они с Русланом уезжают из города. Так же быстро она влюбляется (впрочем, может, так в жизни и бывает), так же быстро они едут обратно. Из общения — только купание в реке и пересказ легенды. Мне кажется, даже новым туфлям и болтовне с Ксенией уделено больше внимания, чем ярким и непростым отношениям Насти и Руслана.

Ещё интересный факт — у главных героев нет друзей. Ни из коллег, ни знакомых с детских лет, ни бывших одногруппников — просто никаких упоминаний, кроме необходимых по сюжету отношений Георгия Петровича и Андрея. Это довольно неестественно, и я бы также расширила роман и здесь.

Второе, чего не хватило, — непосредственно мистики. С нетерпением жду её в следующей части! Честное слово, очень интересно, каким конкретно образом она будет вписана, поскольку одно из немногих проявлений в данной книге — когда Настя смотрит на Криса на огромном расстоянии, а тот вдруг понимает ошибочность своих убеждений, — мне кажется абсолютно банальным и избитым. Человек, мистическим образом прозревший в переломный момент, — это тот случай, который встречается так часто, что даже затрудняешься назвать первоисточник. А вообще, я думаю, что именно вмешательство потусторонних сил может стать отличительной чертой данной трилогии и выделить её среди множества других романов!

Роман, о котором не говорят. Главный герой — простой человек. Он ответил на вызов судьбы и изменил будущее.

Продолжаю о банальностях. Развязка — сцена погони — очень атмосферная, но при этом герои слишком явно «подведены» к ней. Со стороны МВД — огромное количество машин, снайпер, отслеживание чужого передатчика. А от ФСБ тем временем… одна машина прикрытия! Авторы дали объяснение: после поломки маячка МВД следит за «Хондой» по камерам, а ФСБ не имеет такой возможности, но правдоподобнее от этого не становится. Руслану приходится расхлёбывать всё практически самому. Не ясно, почему в рупор Руслану предлагают отдать Настю, а не стреляют, ведь его жизнь ничего не значит. Точнее, как раз ясно — для зрелищности, но это трюк из разряда «пока злодей толкает речь, главный герой успевает что-то придумать». По сравнению со всем, что происходило в романе до этого, погоня — просто сплошная неоригинальность. Руслан становится типичным супергероем, хранителем мира и спасителем женщин, а благодарная Настя, конечно же, влюбляется в него. Очень предсказуемо. Добавьте сюда чудодейственный экспериментальный препарат, спасший Руслана. В общем, здесь просто одно клише за другим.

Несмотря на всё вышесказанное, чтение вышло очень занятным. Из подобных книг я читала, пожалуй, только «Аквариум», с ним и буду сравнивать. Сходство определённо есть, и не только из-за сюжета. Обе книги имеют некую философию, простую и прямую. Только если «Аквариум» беспрекословно диктует свою, вызывая местами откровенное неприятие, то «Прецедент» делает это мягче, не навязывая, а поясняя логику персонажей. Естественно, читать это и интереснее, и приятнее.

Анна Петрусова, победитель, конкурс рецензий, прецедент

Второй момент, который я для себя отметила при сравнении: в романе все сотрудники набраны исключительно согласно своим умениям. Руслан — прекрасный водитель, Крис — носитель русского языка, Борис — исключительный программист контроллеров и т.д. И заметьте, все они хотя бы внешне беспрекословно подчиняются вышестоящим чинам. Никакой дерзости и молодецкой удали, которую так любят вставлять в свои произведения многие авторы и которая выдаётся ими за главное условие карьерного роста. Здесь везёт не удачливым, а талантливым и компетентным.

Очень понравилось мне и то, что авторы нигде не пытаются надавить на жалость, что не к месту используется хоть тем же Суворовым и вызывает ощущение какой-то пошлости и дешевизны. Даже мысли Бориса о больном сыне скорее преподнесены как рассуждения о несправедливости, чем как желание разжалобить читателя.

Вернусь к сцене погони. Насколько она мне показалась неправдоподобной, настолько же динамичной и остросюжетной, хоть и длится достаточно долго. И это при том, что меня в ней интересовали не столько технические детали вроде «кто куда стрелял/врезался/развернулся», а скорее то, доедут ли Руслан и Настя невредимыми и не пострадают ли во время погони невинные прохожие. В этом плане авторы молодцы: число случайных жертв в книге сведено к минимуму, например, Коваленко в неуправляемой машине была одна и невероятным образом никого не сбила, при зачистке МВД также никто из посторонних не пострадал, нет упоминания о причинении вреда семьям неугодных со стороны «Хроногаза» и т. д. Иначе говоря, отсутствует показная жестокость, которую опять же я считаю банальным и пошлым приёмом.

В романе удачно подчёркнуты многие мелочи, делающие его более правдоподобным и приближенным к реальности. Улыбнулась, когда Руслан «придумал» квесты, которые вот только недавно утратили свою популярность: авторы показали этим его опыт и дальновидность. Хождение по домам и «впаривание» товаров населению — тоже удачная находка, хорошо отражающая внутреннее состояние персонажа в то время. Связей с реальностью полно не только в мелочах — тут и «загадочная» корпорация мечты, скандалы с продажей леса Китаю, отсылка к стрельбе в школах и т. д.

Характеры персонажей прописаны отлично, причём сделано это не напрямую, а скорее через описание их поступков. Я думаю, у каждого среди знакомых найдутся свои прямая и добрая Анна, недооценённый и озлобленный Борис, честолюбивая, но порядочная Настя.

Мне понравилось, как описаны любовные отношения — и Руслана с Аней, и Антона с Викой. Такие разные, но такие близкие к реальным. При этом никаких пошлых подробностей, постельных сцен или, напротив, чрезмерного сентиментализма. Всё немногословно, но понятно. Расстроила меня только достаточно глупая и безнадёжная влюблённость Насти, но куда деваться — женское сердце непредсказуемо.

Художественных приёмов много, и ни один из них не вызвал каких-либо отрицательных эмоций. Это и введение «разовых» персонажей (Наталья, Григорьев, Филатов), и временной отсчёт для развития событий, и довольно метафоричная легенда. От этого роман выглядит пёстрым и разнообразным, но лишённым какого-то своего особого стиля и целостности. Я думаю, что в дальнейшем творчестве автор сам отберёт те приёмы, которые будет оттачивать до совершенства, но и сейчас результат хорош! Уж каким-каким, а скучным роман назвать точно нельзя, и это самое главное его преимущество! За всё чтение я не нашла места, которое пришлось бы читать «по диагонали» или после которого появилась бы мысль: зачем здесь вообще это было?

Подводя итог, скажу так: роман интересный, яркий, местами сумбурный, он не открывает читателю ничего нового, но при этом увлекает и держит в напряжении. Это больше, чем просто проходной боевик: здесь есть свой стержень, своя философия, которая, несмотря на простоту, не является скучной и не приделана для красного словца. Большой плюс — реалистичность как самих персонажей, так и окружающего мира. Стоит отметить и отсутствие низкосортных художественных приёмов, какими перенасыщены многие произведения современного рынка. В общем, ждём продолжения!

© Анна Петрусова

Оставить комментарий

Введённый вами почтовый адрес не публикуется. Заполняя форму комментирования, вы явно соглашаетесь с тем, что администратор сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя, e-mail, IP. Ссылка на политику конфиденциальности сайта. Комментарии строго премодерируются. Политические темы запрещены! Не отвечающие этому требованию комментарии удаляются либо обрезаются.

Прочтите! Это тоже интересно: