Книга — тренажёр для головы. Сказ о том, как мозг чтение полюбил

Книга — тренажёр для головы. Сказ о том, как мозг чтение полюбил

Чтение, книга, читатель

Чтение меняет мир и создаёт будущее. Тот, кто много читает, постоянно развивает мозг. Однако многие люди XXI века задаются вопросом: зачем читать, если есть телевизор?

Читать быстро — это неправильно

Скорочтение опять сделалось модным. Чтение по диагонали, которое практиковал небезызвестный Ильич, якобы даёт возможность усвоить материал быстро и в большом количестве.

Что вышло из диагонального чтения у Ильича, знают все, кто хоть немножко знаком с российской историей.

Читать быстро не надо. Вы куда-то спешите? Тогда отложите книжку и бегите по своим делам. Читать книги следует медленно. Медленное чтение, вдумчивое погружение в книгу (можно даже сказать: полное погружение, когда внешний мир словно выключается) заставляет мозг работать на всю катушку.

Это не только развлечение, но и аналитический труд. Нечто вроде гимнастики для ума.

Дело в том, что чтение необходимо человеку точно так же, как необходимы физические упражнения на свежем воздухе (на даче, в деревне) или занятия спортом в тренажёрном зале.

Чтение — тренировка для мозга: проверено на томографе

Профессор Мичиганского государственного университета Натали Филлипс, изучающая английскую литературу XVIII и XIX веков, предостерегает от «своего рода исторической ностальгии или принятия той точки зрения, согласно которой люди XVIII века мыслили менее отвлечённо, чем сегодня мыслим мы».

Писатели раннего Нового времени были озабочены проблемой невнимательности точно так же, как критики нынешнего века, утверждает Филлипс.

Учёная использовала нейробиологию. Она задействовала технологию визуализации мозга и компьютерные программы, отслеживающие движения глаз.

Роман, о котором не говорят. Главный герой — простой человек. Он ответил на вызов судьбы и изменил будущее.

В содружестве со Стэнфордским центром когнитивной и биологической визуализации (CNI) Н. Филлипс провела своеобразный литературный эксперимент. В нём в качестве «подопытных» участвовали учёные со степенями докторов философии (PhD) в области литературы. Они были выбраны потому, что могли, по предположению Филлипс, легко переключаться между «внимательным чтением и чтением с удовольствием». Заданием для них стало чтение главы из романа Джейн Остин «Мэнсфилд-парк». Испытуемых просили читать художественный текст дважды: то «небрежно», то «внимательно» (с аналитическим подходом). По окончании эксперимента им предложили написать эссе по тем отрывкам, которые они прочли внимательно.

Нейробиологи, с которыми работала Филлипс, предположили, что ей следует ожидать только самых малых различий между двумя типами чтения. Но результаты показали обратное! Филлипс сама удивилась, когда обнаружила, насколько глобальной оказалась активизация ряда различных областей мозга, выявленная при переключении между чтением ради удовольствия и внимательным чтением.

Вывод: внимательное чтение стимулирует гораздо больше областей мозга. Следовательно, практика внимательного чтения может в прямом смысле служить «своего рода когнитивной тренировкой»: человек обучается концентрироваться и гибко перемещаться между «режимами фокусировки».

Филлипс также удалось доказать, что внимательное и продолжительное чтение активизирует участки мозга, отвечающие за движения и прикосновения, так, как если бы читатели «физически помещали себя в историю».

Не всех людей нужно убеждать, что чтение литературы является действительно ценным упражнением для мозга, однако исследование Филлипс научно подтверждает именно это.

Так вот зачем пишут романы! Истории для мозга

Аналогичное исследование проводилось и другими учёными — нейрофизиологом Г. Бернсом с коллегами в Университете Эмори (США). Исследователи предложили студентам прочесть по девять глав (примерно по три десятка страниц каждая) триллера Р. Харриса «Помпеи». Влияние на мозг она оценили при помощи той же функциональной магнитно-резонансной томографии. Роман был выбран из-за его увлекательности и драматичности. Результаты исследования были опубликованы в журнале «Brain Connectivity».

«Мы хотим понять, как истории попадают в ваш мозг и что они с ним сотворяют», — заявил перед исследованием доктор Бернс. По его мнению, книжные истории не только формируют жизнь людей, но в некоторых случаях даже «помогают определить личность».

Нейробиологические исследования Грегори Бернса, Кристины Блейн, Брендона Пая и Майкла Приетулы подтвердили: чтение художественных книг изменяет структуру головного мозга: у обследуемых в левой височной доле при чтении романа фиксировалось увеличение связей между нейронами. Это наблюдалось как в дни чтения, так и после них! Бернс считает, что установленная активность чем-то схожа с «мышечной памятью». Больше того, подобный эффект «включался» в центральной борозде — первичной сенсомоторной области мозга. Нейроны указанной области активны тогда, когда человек что-то себе представляет — скажем, как он занимается бегом. Это феномен «заземлённого познания». Почему так происходит? Нейроны активны при чтении книги потому, что читатель как бы сливается с героем! «Обнаруженные нами нейронные изменения, связанные с системами физических ощущений и движений, предполагают, что чтение романа может перенести вас в тело главного героя», — утверждает Бернс.

Выявленная активность мозга не сиюминутна. На какое-то время после чтения она сохраняется. Бернс и коллеги говорят о пяти днях после завершения чтения. Вопрос о том, как долго могут длиться эти нейронные изменения, Бернс оставляет открытым.

Телевизор книгу не заменит! Читайте два часа в день и дольше

Г. Бернс и Н. Филлипс независимо доказали важность чтения для современного человека. Чтение в XXI веке нисколько не устарело! И телевизор его не заменит.

Эффект читательского «погружения» действует при наиболее глубоком восприятии текста — когда читающий человек с головой уходит в сюжет, в мир героя. Этим-то чтение книг и отличается от телевизора. Эффект присутствия не проявляется при просмотре готовой картинки на экране. Телевизор, являясь пассивным экраном с готовым изображением, не даёт аналогичной тренировки мозгу. При чтении мозгу приходится самому выдавать «картинку». Вот вам и настоящий труд.

Отсюда и другой вывод: читать надо систематически и довольно много. Некоторые учёные рекомендуют читать книги примерно два часа в день и дольше. На момент исследований Бернса самыми читающими странами мира считались Индия, Таиланд и Китай: соответственно 10,7 часа в неделю, 9,4 часа и 8 часов (данные NOP World Culture Score Index, сайт chartsbin.com). Но даже читатели из этих передовых стран не добираются до двух часов в день, то есть до четырнадцати часов в неделю.

Читаете ли вы по два часа в день?

Китайцы любят повторять: чтение меняет мир. Об этом можно прочитать на фирменных обложках некоторых китайских букридеров — электронных «читалок».

Меняете ли вы мир? Меняете ли вы свою жизнь? Тренируете ли мозг? Развиваете ли воображение, то самое, которое необходимо в науке, искусстве, управленческой деятельности?

Подумайте об этом. И возьмите в руки спортивный снаряд.

Оставить комментарий

Введённый вами почтовый адрес не публикуется. Заполняя форму комментирования, вы явно соглашаетесь с тем, что администратор сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя, e-mail, IP. Ссылка на политику конфиденциальности сайта. Комментарии строго премодерируются. Политические темы запрещены! Не отвечающие этому требованию комментарии удаляются либо обрезаются.

Прочтите! Это тоже интересно: