Вера Конягина, портрет, несколько личностей, мистика, роман «Гроза»

Будущее России: бесПРЕЦЕДЕНТная уГРОЗА

С первых строк «Грозы» заметно, что это более зрелый текст, чем первый роман. Это видно по авторскому стилю, подбору лексики, композиции произведения.
Вера Конягина, портрет, несколько личностей, мистика, роман «Гроза»

Будущее России: бесПРЕЦЕДЕНТная уГРОЗА (рецензия)

Отзыв Евгении Хромушиной участвует в конкурсе рецензий на роман «Гроза»

С первых строк «Грозы» заметно, что это более зрелый текст, чем первый роман. Это видно по авторскому стилю, подбору лексики, композиции произведения. Если «Прецедент» отличала некоторая фрагментарность, то в «Грозе» мы наблюдаем чётко выдержанное единство, которое сохраняется на протяжении всех трёх томов. Авторы сразу погружают нас в мир романа, акцентируя внимание на мистической составляющей. В «Прецеденте» магия почему-то ощущается как инородный элемент, все события хочется объяснить логически, без ухода в сторону мистики, а в «Грозе» сюжет сразу выводится за рамки обыденного понимания, что определяет тематическую специфику текста.

Сами авторы определяют роман как мультижанровое произведение, совмещающее черты социальной фантастики, мистики, утопии и антиутопии, хоуп-панка (тут, признаюсь, пришлось гуглить, что это такое). Разные жанровые элементы настолько тесно сочетаются в тексте, что отделить их друг от друга весьма непросто, да и, пожалуй, не стоит этого делать, ведь роман следует воспринимать как единое целое.

Главным авторским приёмом в лучших традициях постмодерна становится интертекст, расширяющий поле интерпретаций романа. Ключевой параллелью, на наш взгляд, является отсылка к произведениям антиутопического жанра. Здесь и Д. Оруэлл, и Е. Замятин, и О. Хаксли.

Структура государства, контролирующего даже частную жизнь своих граждан, похожа на мир романа «1984». Здесь и Министерство счастья, и ежедневные отчёты-дневники, и новые жаргонные слова, напоминающие новояз, и зомбирующая функция СМИ. Государство старается перевоспитать своих граждан, отформатировать сознание людей, подогнать мышление под универсальный шаблон. Те, с кем это провернуть невозможно, исчезают, «теряются», выбрасываются за границы общества, лишённые социального статуса, привычного облика, возможности общаться.

Жизнь в ночлежках похожа на историю Единого Государства из романа Е. Замятина «Мы». Вместо имени «потеряшки» получают номера, что аргументируется стабильностью и надёжностью, однако направлено на обезличивание человека, превращение его в социальную функцию. Распорядок дня неизменен: подъём, завтрак, путь до социальной столовой в надежде получить обед, ужин, сон. Человек озабочен только выживанием, ему нет дела до того, что происходит вокруг, он озабочен только собственным благополучием. «Потеряшки» надеются наладить свой быт, завести хозяйство, эта идея объединяет их, как объединяло жителей Единого Государства строительство Интеграла.

Не случайно «потеряшками» становятся люди, достигшие определённых высот в какой-либо деятельности, грамотные специалисты, полноценные личности. Настаёт время дилетантов, недалёких и алчных людей, готовых за поощрение от системы душу продать.

Абсурд достигает наивысшей точки в третьем томе, мир будто сходит с ума, превращаясь в подобие Лондона О. Хаксли: взятки превращаются в двигатель бизнеса, не по годам развитые дети терроризируют своих домашних, отношения между людьми из человеческих превращаются в финансовые. Жить в этом дивном новом мире можно только без смысла, по инерции, надеяться не на что, планировать ничего нельзя. Эта зарисовка прекрасно отражает современную реальность, где постоянные потрясения лишают людей надежды на стабильность.

Среди этого хаоса трудно сохранить свою личность, однако главным героям это удаётся. На сцену вновь выходит триада Руслан Прижогов — Анастасия Бородина — Кристофер Уэйн. Руслан и Настя практически в одиночку противостоят непонятным мистическим силам, разрушающим русский мир. Герои сталкиваются с эпидемией «потерянности», плавно перетёкшей в сидунизм. Руслану и Насте, открывшей в себе магический дар, предстоит вывести людей к свету, найти путь среди серого тумана. Герои вступили в схватку с загадочными «контролёрами мира», чтобы отстоять право людей на жизнь и свободу.

Роман, о котором не говорят. Главный герой — простой человек. Он ответил на вызов судьбы и изменил будущее.

Сохранять интригу о природе этих непонятных «контролёров» авторам удаётся мастерски. Только в конце последнего тома нам полностью раскрывают карты, хотя намёки разбросаны по всему тексту, начиная с «Прецедента».

Загадочные вершители человеческих судеб помещены в мистический пласт романа. Авторы обращаются к египетской культуре, создавая образы жрецов. Консерватор, Литератор и Инициатор наблюдают за людьми, предлагая различные сценарии, создавая конфликтные ситуации. Любой социальный строй — лишь следствие желания кого-то из высших, хотя иногда они мешают друг другу. В любом случае, это всего лишь игра сильных мира сего, уставших от долгой жизни.

Сама идея не нова, однако интерпретация весьма оригинальна. Вообще египетским колоритом пронизан весь текст: это и мистическая роль чисел (причём не только тройки), и палитры душ, окрашенные в различные цвета. Любопытно, что души совмещают в себе три разных цвета, что опять же отсылает нас к Египту, где колористическая символика наделялась особой значимостью.

Палитры душ Руслана и Насти постепенно становятся глубже, в них появляются тени, которым герои сначала не придают значения, однако именно это указывает на их изменившуюся суть. Теперь Руслан превращается в продолжение бога Ра, а Настя становится Неб-Маат, богиней истины и справедливости. Теперь становится ясна причина, по которой Бородина выступила против «Хроногаза». Она просто не могла поступить иначе, ведь её истинная сущность, пусть и дремлющая, не терпела несправедливости. И именно Руслан защищает её, ведь так и положено верховному богу.

Так потрясения, выпавшие на долю России, пробудили дремлющих защитников, сумевших сгладить негативные последствия новых «реформ». Страна воспряла ото сна, всё вернулось на круги своя, однако теперь на страже народного благополучия стоят сильные и справедливые боги, и, пока они живы, у людей есть несколько десятков лет спокойной жизни, а потом наступит время для новых героев.

Если будет продолжение этой серии, безусловно, у авторов получится создать интересные образы, ведь их знакомство с литературой очевидно и неоспоримо. В «Грозе» можно найти отсылки как к зарубежным, так и к отечественным произведениям.

Очевидна любовь авторов к гоголевским сюжетам: мёртвые души (прямо как в одноимённой поэме), говорящие фамилии, да и сами персонажи очень похожи. Гермес Африканович Хлынский — типичный самозванец на троне, трусливый, жадный и эгоистичный. Ну чем не Хлестаков? Впрочем, Хлестакову верили из глупости и страха, а здесь у человека просто не осталось шансов быть услышанным: людей вычёркивают из жизни, полностью заменяют. Истории со сменой личины написаны вполне в гоголевском стиле. Все вокруг не те, за кого себя выдают, чем выше человек поднялся, тем ниже он падёт: Березин, став «потеряшкой», видится окружающим как бомж, замминистра становится девушкой весьма свободных нравов. Чиновники погрязли во взяточничестве, которое теперь считается вполне законным. И в этом калейдоскопе мелких (отнюдь не «маленьких») людей так легко затеряться самодостаточным сильным личностям, одной из которых становится главный антагонист Насти Бородиной — Вера Конягина.

Здесь мы снова вспомним отечественного философа Н. Чернышевского. Параллель к роману «Что делать?» весьма очевидна. Во-первых, Веру постоянно сопровождает эта фраза, произносимая ею самой или окружающими. Во-вторых, героини обоих произведений носят одинаковые имена. В-третьих, сам сюжет указывает на Чернышевского: провалившись в иную реальность, Вера, измученная и уставшая, всё же находит выход, подобно тому, как Вера Павловна освобождается из-под гнёта родителей, что отражается в её сне, а сон — это тоже иная реальность. Конягина считает себя спасительницей и готова указать истинный путь остальным, однако накопленная за годы унижения злость не позволяет ей сделать что-то по-настоящему хорошее, и все её поступки продиктованы эгоистичными побуждениями. Впрочем, нельзя не отметить силу этого персонажа. Вера умна, сильна и самодостаточна, хотя и склонна поддаваться страстям. Пытаясь найти выход из лабиринта, Вера вызывает симпатию: она идёт до конца, не сдаваясь и не отступая. А когда становится ясно, что она свой редкий дар направила во зло, поневоле сочувствуешь героине, ведь такой её сделала система, лишившая Веру возможности раскрыться. В «Грозе» мы видим, что нереализованный талант подчас приносит только боль. Сильный антагонист — удачный ход, ведь победа над таким соперником приносит больше чести, нет достоинства в том, чтобы уничтожить слабого.

Весь текст романа буквально пронизан иронией: нам показывают персонажей, в образах которых легко угадываются современные медийные личности. Мы видим блогеров, различных «экспертов», писателей и прочих товарищей, профессионально торгующих лицом. Авторы честно демонстрируют истинную суть этих псевдокумиров, вся деятельность которых представляет собой лишь «пускание ветров», что и подтверждает герой с похожей фамилией — Харитон Ветропусков.

Так, авторская ирония пропитана горечью, вероятно, вызванной болью, которую испытывает хорошо образованный человек, обозревая нашу действительность. Нам показывают мир, где «пробелы в знаниях и провалы в способностях успешно конвертируются в карьеру и должности» [«Гроза», т. 2, с. 10]. Мы видим общество, ориентированное на экспресс-развитие, и итоги такого развития. Дети при помощи новых игрушек стремительно развивают интеллект, превращаясь в умных, расчётливых и абсолютно бездушных существ. Без надлежащего воспитания ум абсолютно бесполезен: он порождает чудовищ. Нам показывают, что развитие одного интеллекта без духовности не доведёт до добра. А нравственность воспитывает в человеке прежде всего литература, которую теперь заменяет литературный мусор. Степень деградации общества прекрасно отражает РАШИ (Российская академия шоу-исследований), заменившая РАН, и популярность рэпа, являющегося квинтэссенцией бездарности.

Однако все эти изменения не являются стихийными, это вполне запланированные действия, которые входят в план «реформ». Только вот проблема в том, что нововведения придумывают те, кто сам не может похвастаться хорошим образованием. Извечная проблема России — инициативные высокопоставленные дураки, готовые внедрять всё, что прикажут.

Впрочем, к финалу романа настроение меняется. Героям удаётся выиграть битву и отстоять право на существование. Возвращается легитимная власть, злодеи получают по заслугам, однако главные зачинщики покидают мир, затаившись до поры до времени в иных пространствах, что указывает на невозможность окончательной победы. Следующим поколениям однажды придётся вновь отстаивать право на жизнь.

В качестве завершающего замечания следует отметить грамотную развязку всех сюжетных линий. Авторы не бросают своих героев — они рассказывают, чем заканчиваются их истории. Мы вновь видим персонажей из «Прецедента», не появлявшихся на протяжении нескольких томов или фигурирующих в отдельных эпизодах, однако внёсших свою лепту в развитие сюжета. Семьи Антона Варнакова и Бориса Круглова, Крис Уэйн, Владимир Николаевич Уколов… Авторы не оставили ни одной оборванной ниточки, все линии грамотно завершены, что делает роман цельным и законченным.

Впрочем, задел на продолжение остался: исчезнувшая Вера Конягина, отступившие до времени жрецы могут вернуться. Хотя, скорее всего, противостоять им уже придётся детям наших героев. Что ж, поживём — увидим.

© Евгения Хромушина

Поделитесь с друзьями

Написать комментарий

Введённый вами почтовый адрес не публикуется. Заполняя форму комментирования, вы явно соглашаетесь с тем, что администратор сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя, e-mail, IP. Ссылка на политику конфиденциальности сайта. Комментарии строго премодерируются. Рекламное содержание не допускается! Политические темы запрещены! Не отвечающие этим требованиям комментарии удаляются либо обрезаются.