Мария Салпагарова, конкурс, рецензии, прецедент, роман, герой, справедливость, будущее, берёзы

Соединить судьбы. Найти ответы

Мария Салпагарова, одна из победительниц конкурса рецензий 2020 года, относит роман «Прецедент» к жанру социальной фантастики.
Мария Салпагарова, конкурс, рецензии, прецедент, роман, герой, справедливость, будущее, берёзы

Мария Салпагарова, одна из победительниц конкурса рецензий 2020 года, относит роман «Прецедент» к жанру социальной фантастики.

Как полагает рецензент, остриё сюжета направлено не столько на жизнь тела, сколько на жизнь духа. Ведущим становится вопрос «Для чего я?», а цена ошибки настолько велика, что измеряется где-то за пределами привычной нам Вселенной.

Главный герой романа, отмечает автор отзыва, поверяет жизнь совестью и отсюда, с этой высоты духа, стремится разглядеть дорогу к справедливости.

Отзыв Марии Салпагаровой на роман «Прецедент»

Роман Олега Чувакина и Романа Шевченко «Прецедент: Хозяева мира» — произведение, которое без сомнений можно отнести к фантастике социальной, даже остросоциальной. Потому что проблемы, поднимаемые в истории, непосредственно затрагивают каждого из нас. Каждого, кто ещё не утратил способность мыслить, видеть, слышать.

Собственно, фантастического в первой книге цикла довольно мало — разве что любопытный подарок главному герою. На первом плане здесь проблемы морального характера, острые вопросы к героям, которые должны находить ответы самостоятельно — и не ошибиться, потому что цена ошибки очень высока. Выражаясь пафосно, на кону — сама жизнь, и даже не столько жизнь тела, сколько духа. Ведь человеку всегда свойственно задаваться вопросами: «Кто я? Для чего я?» — а искать ответы приходится уже с учётом правил и стандартов окружающего общества.

Начинается роман с интригующей завязки: на улицах ночной Москвы идёт погоня, за которой из своих кабинетов наблюдают двое мужчин. Кто они такие, за что ведут борьбу? И за что погибают мужчина и женщина в одной из машин?

Знакомство с главным героем, Русланом Прижоговым, оставляет приятное впечатление. Жизненный путь Руслана наверняка знаком большинству читателей: простой парень с юга России, живущий по совести и по мере своих возможностей старающийся привить эти правила окружающим. Руслан познаёт все прелести жизни в России 90-х: двойные стандарты власти, бизнес на «лохах», ошеломляющая бедность народа. Всё это близко нам, и благородство главного героя словно даёт надежду, что не всё потеряно, пока есть вот такие парни с чистой душой.

Руслан — человек мыслящий, умеющий (и желающий!) смотреть вглубь — и как любой, чья душа не омертвела, не покрылась коркой цинизма, он испытывает горечь: настолько несправедлива жизнь и невысока цена морали и человеческой совести. «Я не могу жить просто так, — говорит он своей жене. — Я чувствую: есть нечто значительное, что надлежит сделать человеку. Мне кажется, каждый из нас должен что-то дать людям».

Эти понятия разделяет и его жена Анна, хотя она всё-таки более практична и иногда относится к Руслану слегка покровительственно, словно опекая его. Впрочем, такая позиция становится понятна, если посмотреть на ситуацию глазами Анны: ей нужно оберегать мужа от излишнего оптимизма, чтобы он не разбил себе нос о стену.

Роман, о котором не говорят. Главный герой — простой человек. Он ответил на вызов судьбы и изменил будущее.

Кристофер Уэйн, гражданин США, многим похож на Руслана: он умён, быстро соображает, без колебаний встаёт на защиту сокурсников, когда один из ребят открывает стрельбу. Крис талантлив и амбициозен, у него прекрасные способности к лингвистике, поэтому, когда ЦРУ предлагает ему работу в России, он соглашается. Потому что Крис — патриот своей страны и готов бороться с «красной угрозой».

Следует отметить, что, хотя оба героя представлены довольно подробно и Крис не вызывает неприязни, всё-таки понять и принять Руслана намного легче. Проще идентифицировать себя с ним, примерить на себя его привычки и правила.

Ещё с несколькими героями читателя знакомят поверхностно, так, что становится понятно: это персонажи второго-третьего плана; кое-кто — разменная монета в играх властей предержащих, кто-то — пушечное мясо. К примеру, Антон Варнаков, IT-специалист в гараже ФСБ. Или Владимир Григорьев, сотрудник МВД, который вскоре сходит с шахматной доски, уступая место американскому шпиону.

Неспешное повествование, наполненные глубоким смыслом диалоги и монологи героев, размышления о социальных проблемах нашего времени — всё это словно окутывает читателя, заставляет проживать и продумывать вместе с героями эти отрезки их жизни. В конце концов, это так естественно для Homo sapiens… И как жаль, что стремительное течение времени увлекает за собой всё больше юных душ, отнимая у них способность мыслить!

Мария Салпагарова, конкурс рецензий, роман "Прецедент", фото, победительница

Дядя Анны дарит на свадьбу молодым таинственный шар и велит следить за изменениями на нём. По ходу чтения создаётся чёткое впечатление, что это своеобразная карта расстановки сил на земном шаре: кто и где устанавливает свою власть и насколько она мощна.

К слову, о злодеях истории: они появляются ещё в прологе, но мельком, а на сцену выбираются только ближе к середине романа. Это могущественная корпорация «Хроногаз», подмявшая под себя практически весь рынок топлива и успешно устраняющая конкурентов и тех, кто слишком близко подобрался к её секретам (например, девушка из пролога, которая работала в корпорации и слишком много успела узнать).

Интерес к чтению нарастает в сценах, которые разыгрывают двое мужчин: Андрей и Георгий Петрович. Они ведут беседы о мире и возможностях его изменить, принимают решение управлять процессом разложения социума и немножко подтолкнуть мир в нужную сторону, чтобы в критический момент развалить прогнившую насквозь структуру руками президента. Дух захватывает от осознания масштабов и смелости их затеи. Поневоле начинаешь болеть за них, чтобы у них всё получилось.

Примерно такого рода выводами делится с Русланом его учитель, представляя все угрозы миру в виде пирамиды из шести уровней безопасности. Чтобы система действовала эффективно, необходимо поддерживать все уровни начиная с базовых, иначе бессмысленно. И один из этих уровней — историческая безопасность: память о былом, хранимая в сознании народа и материальных объектах его культуры. «Кто не помнит прошлого, не построит будущего». Проблема, которая всё ярче высвечивается в наше суетливое время.

На сцене появляется Настя Бородина — амбициозная и способная девушка, которая добивается приглашения на работу в «Хроногаз». Настя не утратила чистоты души, поэтому её ужасают откровения коллег, чьи интересы ограничены потреблением благ: изысканная еда, красивая одежда, дорогое жильё. В их глазах — пустота и холод, и это прекрасная иллюстрация к современной карьеристской жизни, нацеленной на то, чтобы брать всё, но ничего не давать, на показную красивую жизнь (а что там, за фасадом, никого не интересует). Насте всё неуютнее работать в корпорации. А уж после того как девушка находит компромат на правление «Хроногаза», ей становится и вовсе страшно — и она начинает искать защиты.

В этой точке сходятся судьбы Руслана и Насти: Руслан, завербованный ФСБ, должен охранять девушку до суда, на котором решится исход борьбы с «Хроногазом». Примечательно, что и здесь значительное отличие от голливудского стиля: раз встречаются мужчина и женщина, то между ними обязательно должна вспыхнуть любовь. Да, Настя влюбляется в своего телохранителя, однако Руслан даже не мыслит об ответе. Он верен Анне и для него Настя — только девушка, которую надо защитить. Это, если честно, здорово: было бы крайне неприятно наблюдать за крушением моральных принципов Руслана и заодно испытывать некое разочарование.

Руслан привозит Настю на свою малую родину, в Адыгею, и устраивает ей экскурсию по знакомым местам, рассказывая легенды, которые составляют неотъемлемую часть любой культуры. Создаётся ощущение, что, помимо противопоставления глобальных целей и угроз, пустого карьеризма и вечно ценной доброты, в романе есть ещё один слой, который неявно подталкивает к сравнению застроенного небоскрёбами, забетонированного и застеклённого большого города и открытого ландшафта, прекрасной природы с её лугами, лесами, скалами, реками. Параллелью — как предложение каждому сравнить, где ему было бы лучше и свободнее.

По другую сторону баррикады — Крис. Он всё меньше верит в то, что Россия может быть серьёзным врагом для его родной страны. И даже не потому, что не хотела бы, а потому, что он лично наблюдает за чётким раздвоением стандартов. Россия — оплот справедливости, и она же — пример классического бюрократизма, подавляющего в зародыше или извращающего любые благие начинания. Два лица страны, её беда и величие.

Однако слишком рано списывать Россию со счетов, пока за неё есть кому бороться.

Существует национальная идея. Как мы ни пытаемся её выкорчевать, она возрождается раз за разом, как птица Феникс.

Эти слова принадлежат одному из людей, возомнивших себя хозяевами мира. И как бы им самим ни хотелось верить в собственную неуязвимость, снова и снова борцы за свободу и справедливость больно дают понять: ничего ещё не кончено. Закулисная борьба продолжается.

А на сцене играют свои роли те, кто сам их выбрал, добровольно и без принуждения. Руслан, который через страшную боль прорывается через барьеры на улицах Москвы, отвозя Настю в безопасное место. Крис, который не может выстрелить в Настю, хотя имеет для этого отличную возможность. Настя, отчаянно верящая в своего защитника, сквозь страх идущая вперёд и выступающая против бывшего работодателя. Антон Варнаков, которому не удаётся сбежать от правосудия и которому теперь предстоит ответить за убийства, совершённые с его помощью. Анна, ждущая мужа и проводящая потом рядом с ним дни и ночи, полные веры и любви.

Вывод. «Прецедент» — это история о людях. Вот так просто — и глубоко в то же время. О том, какие мы есть, какими должны и можем быть и что это нам принесёт. Любой выбор влечёт за собой далеко идущие последствия. Каждый должен здраво оценивать свой личный выбор, потому что не бывает так, чтобы каждый жил в своём отдельном уголке.

Роман написан достаточно сухо, с использованием канцеляризмов и сложных оборотов, однако это ничуть не отталкивает. Иногда проскальзывает ощущение, что чуточку не хватает экшена, но его отлично заменяет психологическая линия. Размышлять над вопросами, которые терзают героев, вместе с ними — прекрасная альтернатива вечной беготне с перестрелками. А излишняя эмоциональность и мягкость — роскошь для мужчин в форме, для которых честь и совесть — не пустой звук.

Отлично показано, как враги России используют все методы, чтобы разрушить единство страны, внушить людям чуждые им идеалы, нарисовать ложно-идеальную картину мира. Горько и больно: разве не это мы наблюдаем сейчас? Однако пока на свете есть такие вот парни, как Руслан, верить в светлое будущее — отнюдь не пустой оптимизм.

© Мария Салпагарова

Поделитесь с друзьями

Написать комментарий

Введённый вами почтовый адрес не публикуется. Заполняя форму комментирования, вы явно соглашаетесь с тем, что администратор сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя, e-mail, IP. Ссылка на политику конфиденциальности сайта. Комментарии строго премодерируются. Рекламное содержание не допускается! Политические темы запрещены! Не отвечающие этим требованиям комментарии удаляются либо обрезаются.