Июль Адыгея, горы, герои романа «Гроза», Анна и Руслан

Сила человечности

Жанр социальной фантастики, причудливо смешанной с антиутопией, — в последнее время не самый популярный, и тем интереснее было читать и анализировать «Грозу».
Июль Адыгея, горы, герои романа «Гроза», Анна и Руслан

Сила человечности (рецензия)

Отзыв участвует в конкурсе рецензий на роман «Гроза»

Об авторе: Мария Салпагарова, писатель-фантаст, рецензент, оптимист без розовых очков

Жанр социальной фантастики, причудливо смешанной с антиутопией, — в последнее время не самый популярный, и тем интереснее было читать и анализировать «Грозу». Вечные вопросы человечности и чести, выбора между «надо» и «хочется», борьбы с могущественным врагом, поднятые в «Прецеденте», здесь освещаются ещё масштабнее. Ты словно оказываешься в самом эпицентре захватывающих дух событий, рядом со знакомыми героями, и смотришь в лицо врагу…

Проходит год после падения компании «Хроногаз». Однако несмотря на аресты руководителей, метивших в правительство страны, атмосфера в стране остаётся нестабильной: усиливается напряжение, один экономический кризис сменяется другим. Сразу появляется мысль: связано ли всё это с «Хроногазом» и его хозяевами, решившими поиграть в богов? Ведь такие могущественные враги не сдаются просто так и не уходят со сцены, не испробовав все доступные им методы.

Любопытные персонажи появляются с самого начала истории: загадочный таксист-выручалочка; мужчина, говорящий с невидимой силой; парень, видящий прошлое в настоящем. Мы не знаем пока их имён, и нам интересно подмечать каждую деталь, строить догадки, предположения. Все они раскроются чуть позже.

Знакомимся мы и со жрецами-контролерами: Менхеперрасенебом, Рехмира, Мерира и другими. Какую личину они носят в нашем мире, какую цель преследуют? Почему творят хаос, если их предназначение — следить за порядком? В чём цель тех, кто заменяет людей, «вырезает» из истории одних и отправляет на их место других? Почему они начали с России? Зачем контролёрам конфликт между Россией, США, Китаем? Почему не ударят сразу по всем? Не хватает сил? Неинтересно? Или нет такой цели? Вопросов к ним много — и становится ещё больше…

А вот с Настей Бородиной мы уже знакомы, и наблюдать за её приключениями вдвойне любопытно. Настя открывает для себя новый мир (а можно сказать, что это новый мир открывает её). Она необъяснимым образом перемещается из своей квартиры в чужую, в снесённом доме, но видит при этом свои вещи. У неё появилась сила: предчувствия, способность слышать голоса, исцелять, предсказывать. Столько странного, непонятного, жутковатого происходит с Настей: то ли снится ей прошлое, то ли иной вариант реальности торжествует, вклиниваясь моментами…

Настя не испытывает страха, только не успевает уследить за событиями. И как чёткое объяснение звучат слова её нового учителя, дяди Анны Владимира Уколова: «Я набираю код души». Ведь душой мы и чувствуем перемены, которых часто не можем объяснить рассудком. Настя понимает, что не зря ей дарованы эти способности, и соглашается обучаться у Владимира, чувствуя в нём родственную душу. Интересно её видение будущего — пластами, которые ветвятся и искривляются, так что не может быть одного-единственного верного варианта будущего.

Руслан Прижогов — второй протагонист истории. Он работает менеджером по продажам в фирме игрушек, и когда директор продаёт компанию китайскому бизнесмену, испытывает смешанные чувства. Первое его (и читателя) впечатление от нового директора компании «Глемарсан» — подозрение и неприязнь. Чем таким китаец Ли собрался торговать, чтобы отбить затраты на приобретение компании всего за год? То есть практически сразу мы чувствуем, как начинает плести паутину паук, хотя пока не понимаем его целей.

Роман, о котором не говорят. Главный герой — простой человек. Он ответил на вызов судьбы и изменил будущее.

У Анны Прижоговой, жены Руслана, здесь меньше сценарного времени, но и сказать, что она полностью отошла на второй план, нельзя. Глазами Анны мы видим проблемы этого нового мира: «вырезы» и сдвиги в пространстве, когда целые дома и улицы исчезают из реальности… а потом начинают пропадать и люди. Анна становится одной из таких потеряшек, и любое упоминание о ней пропадает из баз данных. «Если государство не знает о человеке, человека для государства нет».

Казенно и предельно сухо, цинично звучит название «Пункт приюта потерянных человеко-единиц», а попросту ночлежек, в которых собирают таких вот потерянных людей, ПЧЕ. Каково это — быть вычеркнутой из жизни, потерять своё имя? Анна держится молодцом, не сдаётся. Она упорно ищет выход из ловушки, но тщетно: её словно вычеркнули из истории и реальности. И одна надежда на Руслана, который вытащит её.

Читатель практически осязаемо чувствует нарастание тревожности в обществе и её конкретизацию: от общих слов о кризисе и безнадёге к проблемам отдельно взятых людей. И особым сюрреализмом веет от новых экономических понятий: высчитывание удельного веса изъятого и перераспределенного счастья, масштабный план изменений в экономике без какой-либо конечной и конкретной цели, коррупционный налог, лозунг «Коррупция — мотор бизнеса», книга блогера «Жизнь без смысла. Зато с деньгами» — всё это звучит максимально отдалённо от реальности, как и названия министерств: финансового прорыва, технологических инноваций, счастья…

В то время, пока Руслан, человек без сверхспособностей, разбирается в хитросплетениях нового миропорядка и ищет пропавшую жену, Настя узнаёт много нового о своих силах. Она излучает энергию, как мы узнаём из слов Инициатора — одного из плетущих паутину. Настя под руководством Владимира Уколова учится раскрывать свои способности. Символично, что обучение идёт в Адыгее: мегаполис «обобщает» людей, упрощает, делает их винтиками механизма, мешает смотреть в свою же душу. Горы — они очищают, возвышают, совершенствуют.

Персонажи сменяют друг друга — и уже знакомые, и новые; не сразу становится ясно, кто в истории задержится надолго, а кто — очередной персонаж второго-третьего плана, появившийся в истории как препятствие или помощь для главных героев. Характерно, что и эти, казалось бы, проходные персонажи в какой-то момент становятся главными в определённой сцене, играя роль примы. Здесь и начальство Руслана, вернувшегося в МНБ, и министры, чиновники разных уровней, и контролёры под личиной людей… хоть в тетрадку отдельную выписывай и соединяй пунктирными линиями, кто кому начальник, супруг, товарищ. Следить за этим круговоротом героев интересно, как и узнавать их мотивы и цели.

Одна из новых героинь — Вера Конягина, переводчица 50 лет, почти похоронившая мечту стать кем-то выдающимся. На неё выходит стратегический советник президента Устинов, фигура совершенно точно неоднозначная и мрачная, и после прохождения Верой теста предлагает стать его помощницей. Вера становится «двойственной», она способна перемещаться между реальностями и создавать свои. У неё способности, аналогичные Настиным: читать палитры — цвета душ, наблюдать за живыми триадами. Но использует они их только себе во благо, не заботясь о людях. По приказу Устинова она меняет мир, намереваясь поразить противников перемен. Вера откровенно наслаждается своей ролью правой руки Устинова. Практически с самого начала вызывает гадливость женщина, вообразившая себя богиней, творцом нового мира, продавшаяся за мечту. Она без колебаний, без угрызений совести устраняет всех, кто смеет докапываться до истины, кто вообще в принципе осмеливается думать и мыслить в сходящем (и сводящем) с ума мире.

Руслан в какой-то момент тоже становится потеряшкой, но ему удаётся вырваться из ловушки, а позже благодаря его методу запоминания деталей и следования по ним получается вернуть себя в привычный мир и другим людям. «Закон материалистического мира: бытие определяет сознание. Закон магического мира: сознание определяет бытие». Руслан решает сам выбирать, в какую реальность верить, и вырывается из «матрицы», а потом спасает Анну. Настя подозревает, что всё не так просто. И действительно: это двойник Анны, суккуб, воплощённый Верой. Руслан, Настя и Владимир возвращают настоящую Анну домой.

В этом мире, из которого контролёры устроили магический полигон, всё больше странного: потерянные люди, двойники, исчезающие и появляющиеся дома, необъяснимые перемещения денежных средств между счетами, экстрасенсы… и довольно любопытный факт, что общество не сносит всё это, а постепенно приспосабливается, приноравливается к новым реалиям. «Приспосабливаться — вот наше классическое состояние, наш удел» — слова нового директора «Хроногаза». Чем-то напоминает классику русской литературы с её вечным переплетением оптимизма и пессимизма: ну что я-то могу сделать, коли система такая?

Проект с экстрасенсами, как и многие другие, принадлежит Устинову. Об этом мы узнаём из размышлений министра Хлынского. Какова цель, спрашивает советника Хлынский. «Посмотреть, что получится», — спокойно отвечает Устинов. Он же внедряет проект «Сенсопрототипы» с использованием секретных технологий в детских игрушках для ускоренного развития детей, последствия которого ужасающи: дети становятся агрессивными и опасными для родных.

Из той же категории «посмотрим» и проект «501 день», в котором на высший уровень возносятся все предпосылки к хаосу: никаких чётких целей и сроков, воображение ставится выше логики и здравого смысла, людям предлагается жить днём сегодняшним, не смотря в завтра, и за следование этому курсу человек получает вознаграждение от системы. Поистине изумительный эксперимент, показывающий, как изменчивы могут быть поведение и мотивы самых обычных людей, если им долго и последовательно внушать, что именно считать правильным и заслуживающим подражания.

Довольно долго нет прямого столкновения героев с антагонистами, они действуют в разных линиях, на разных уровнях. Герои — в общем-то, пешки на доске, по мере своих способностей пытающиеся бороться с тем, чего не понимают. Накатывает порой тоскливое ощущение поражения: ну как сражаться с врагом, которого не видишь, методы которого сродни магии? Что ему противопоставить? На какое чудо надеяться? Враги при этом прекрасно видят Настю, Руслана, Анну, Владимира, и только позже герои узнают, что с помощью магического шара могут строить защиту и скрываться от надзора.

Настя открывает новые способности и смело бросает вызов невидимому врагу. Тот делает ответный ход и убивает Владимира. А Руслан стоит перед тяжёлым выбором между женой и будущим — и выбирает второе, не желая играть по правилам противника и не доверяя ему. Он не сломался, хотя жизнь знатно потрепала его. Руслана шантажируют, забрав Анну в «нигде», и предлагают пройти некий лабиринт. Вернувшийся в сюжет Джулиан Мэндрид предлагает Руслану сделку: возвращение Анны в обмен на его отказ от поиска собственного пути. Руслан отвергает это предложение и отправляется на поиски жены с помощью Насти.

Кристофер Уэйн-Григорьев, агент ЦРУ и великолепный стрелок, тоже становится жертвой новой эпидемии сидунизма. Его используют, чтобы устранить важного китайского бизнесмена и вбить клин в отношения России и Китая. Но Настя использует свои усилившиеся способности, чтобы спасти Криса и китайца и избежать конфликта между странами, которого так жаждал враг.

Битва сил света с контролёрами переходит на всё более метафизические уровни, непостижимые уму, и кажущиеся простым людям магией. В итоге герои побеждают, но контролёры, они же жрецы Древнего Египта, — не из тех, кто умирает. Они просто уходят, оставив после себя загадки и вопросы, на которые отвечает тот самый Мэндрид, являющийся главным из девяти контролёров. Он объясняет, что их задача — контролировать равновесие. Устинов-Мерира, он же Инициатор, действовал по-своему ради развлечения, от скуки. А ещё потому, что хотел сделать нечто, что возвысит его до уровня демиургов.

Настю Мэндрид называет Неб-Маат и говорит, что она сильнее их. У Руслана — частица энергии Ра. Но его истинная сила — в его слабости, человечности. Он ответил на все вызовы и вышел победителем, оставшись верным себе.

Добрая половина книги в целом — выставление фигур на огромной шахматной доске, представление новых реалий, способностей героев, но при этом многое скрыто от читателя, которому предоставляется полная свобода выбора, в какие теории верить и кого считать хорошим, а кого плохим. Масштабная экспозиция искусно сочетается с закрученным сюжетом, заставляющим задаваться важными в любые времена вопросами, и поочерёдно представляет героев. Лично мне больше нравится линия Руслана: предпочитаю сильных мужских героев сильным женским. Но и Настя не разочаровала: цельная волевая личность.

Иногда создавалось впечатление, что наиболее яркими получились персонажи второго-третьего плана: министр и врио президента Хлынский, Болталин-Чмаевский, трио исполнителей приказов контролёров, потерянные люди.

Чем дальше, тем больше история напоминает незабвенный «1984»: полная гласность жизни человека, ежедневные отчёты о прожитых событиях, общий настрой. На что ещё похоже: трилогия «Матрица» (реальность, которая может быть совсем не той, которую ты видишь), произведения советских фантастов, а также Рэя Брэдбери.

Довольно певучий, образный язык, переплетение практически осязаемых описаний, дающее чёткую картину. Иногда используются разные времена повествования — прошлое и будущее, хотя, с другой стороны, внедрение времени настоящего позволяет глубже проникнуться происходящим, ощутить себя на месте героя. Образность выражений и метафор как в восточной литературе: к примеру, про нити зависти от тех, кто ниже по статусу.

Мрачная общая атмосфера: кризис, обнищание народа, безработица, мистический хаос. Но почему народ не поднимется, не начнёт выяснять причины всего этого? Тоже извечное русское «авось пронесёт»? Страх начать, быть первым?

Влёт, залпом «Гроза» не читается: слишком много нужно обдумать, пропустить через себя, поставить себя на место героев: как бы я поступил на его (её) месте? Сдался бы под напором мрачной, кажущейся непобедимой силы? Или смог бы найти нечто, ради чего нужно идти дальше?

В данном случае полностью оправдано общее название «Гроза» и условное деление на три части. Это одна большая книга, не три.

Субъективное восприятие:

  • Сюжет: очень масштабно, несколько линий, идущих параллельно, иногда на разных уровнях, и линии могут не пересекаться, но не обрываются, а ведут к финалу. 9/10.
  • Мир: детально проработан, крайне реалистичен и пугающ. 9/10
  • Герои: мне не хватило некоторой живости в характерах, харизматичности; ты не путаешься в том, кто есть кто, но хотелось бы почётче представлять их. 7/10.
  • Язык: образные описания, лаконичные отчёты, реалистичные лозунги. 8/10.

Рекомендую к прочтению, если вам хочется напрячь разленившийся мозг и представить себе мир, в котором хаос и сила фантазии ставятся выше логики. Крепкая социальная фантастика с мистическим наполнением; нотки антиутопии яркие и сочные, насколько это может быть; надежда на лучшее, что не гаснет в сердцах. Фантастика о людях — какой всегда и бывает хорошая фантастика и литература вообще.

© Мария Салпагарова

Поделитесь с друзьями

Написать комментарий

Введённый вами почтовый адрес не публикуется. Заполняя форму комментирования, вы явно соглашаетесь с тем, что администратор сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя, e-mail, IP. Ссылка на политику конфиденциальности сайта. Комментарии строго премодерируются. Рекламное содержание не допускается! Политические темы запрещены! Не отвечающие этим требованиям комментарии удаляются либо обрезаются.