Конкурс рецензий на трёхтомный роман «Гроза» завершён. Олег Чувакин и Роман Шевченко поздравляют победителей, вручают им дипломы и отправляют премии.
Незаменимый винтик. Воля против судьбы
Иногда кажется, что мир, в котором ты живёшь, существует по правилам, неизвестным тебе, а с тобою и большинству людей.
Что вчера порицалось, то сегодня объявляется делом чести; что сегодня считается образцом нравственности, то завтра выбрасывается за пределы морали.
В этих исторических кувырках маленький человек имеет положение винтика. Положение, которое не иногда, а часто недооценивается.
Винтик — это элемент, скрепляющий часть механизма. Вынь несколько таких винтиков, и необходимая часть единого механизма отвалится или разрушится. За одной частью отпадут другие. Кризис разрастётся до непоправимой катастрофы.
Вот почему не следует пренебрегать ролью простого человека в истории. Один винтик, удерживающий механизм от распада, может стоить дороже влиятельных персон, одним росчерком пера решающих судьбы обществ.
Давным-давно Омар Хайям написал пусть не о винтике, но о мячике (пер. Г. Плисецкого):
Словно мячик, гонимый жестокой судьбой,
Мчись вперёд, торопись под удар, на убой!
Хода этой игры не изменишь мольбой,
Знает правила тот, кто играет с тобой.
Когда мольба заменяется борьбой, а тайные правила шаг за шагом разгадываются, жестокая судьба обращается из фатума в рациональную противоположность — в чужую волю, поддающуюся анализу. Простой человек, научившись возражать и осознав высочайшую свою необходимость, поднимается над бытием.
Отныне он уже не мячик и не винтик; он конструктор социального механизма.
Таков Руслан Прижогов, менеджер, продающий игрушки, — главный герой романа «Гроза».
Простой человек в борьбе с фатумом
Образ простого человека придумал Роман Шевченко. Это его художественное решение, его находка — бросить простого человека в гущу столь сложных событий, что с ними не могут управиться ни президенты с генералами, ни психологи с артистами. Да что говорить, если перед простым человеком теряет силу магия!
Оказывается, у винтика может быть очень большая роль. И такую роль ему не дадут сильные мира сего; такую роль он примет сам. Он поднимется до того уровня, где возьмёт на себя и роль, и сценарий, и режиссуру, и кастинг. Однако сей подъём не означает дальнейшую пробу в новой роли — где-нибудь в правительственном кресле или на учёном заседании. Герой вернётся на своё место и вновь станет продавать игрушки: ведь с каждой его игрушкой в мире прибавляется чуть-чуть счастья!
Наверное, мне тоже стоило бы написать рецензию. Но я предпочитаю писать романы.
Зоркость рецензентов. Почему побеждает дружба
Отдавая три тома романа на рецензирование, мы, соавторы, понимали: каждый критик отыщет в тексте что-то своё. В идеале читатель должен бы прочитать в тексте ровно то, что вложил в него писатель, но сходства в восприятии на сто процентов не возникает никогда. Восприятие индивидуально — оно есть порождение начитанности, насмотренности, жизненного опыта воспринимающего и общей его культуры.
Потому-то мы и решили наградить всех участников конкурса рецензий. Невозможно прочесть роман одинаково, как невозможно и одинаково его препарировать. Что касается профессионализма рецензентов, то на таковом мы не настаивали.
Нам важно было понять, как читается роман, как воспринимается разными поколениями, как герои отзываются в читательских душах.
И с этими задачами рецензенты сообща справились.
Евгения Хромушина: проклятый вопрос посреди интертекста
Евгения Хромушина взяла за основу рецензии ответ главных и второстепенных героев романа на вопрос «что делать?».
Промолчать нельзя. Каждому, кто угодил в магическую круговерть, придётся дать свой ответ. Герои вынуждены либо согласиться с системным предложением, либо отвергнуть его. Возможность выбора тут ложная; правильный ответ всего один, как в школьном математическом примере.
Анна Петрусова: путешествие по сюжетным поворотам
Анна Петрусова рассказала о сюжетном замысле и композиционной конструкции.
Часть сюжетных поворотов стала неожиданностью для меня. Я не угадала подмену Анны, а Мэндрида долго причисляла к когорте злодеев. Демишев оказался «сверхчеловеком», а не обычным влиятельным сотрудником. Меня приятно удивило запоздалое раскаяние Болталина и его последнее эссе, а убийство Уколова шокировало: трудно представить, что авторы допустят гибель такого важного персонажа. На тот момент я ещё не знала, что Владимир Николаевич появится вновь в виде духа. В смерть Криса не верилось сразу, но подробности я тоже не отгадала.
Отсюда мы узнаём, как прочитывается роман. Узнаём, почему, по признанию Анны, сюжетные события воспринимаются «живо и интересно», не позволяя читателю заскучать.
Ирина Бирюкова: от человека до бога
Ирина Бирюкова обозначила основное в романе: главные герои, Руслан и Настя, открыли в себе черты подлинных богов, отчего устами вечного жреца Менхеперрасенеба им даны были иные имена — Русланра и Неб-Маат.
Руслан и Настя поднялись выше контролёров мира. Если жрецы только контролируют действие закона, то Руслан и Настя дают единственно верные ответы на все проклятые вопросы. Особенно важны решения Руслана, ибо он проходит путь вызовов в качестве простого человека, лишённого чудесного дара. Изменить мир способен лишь человек, а потому жрец Менхеперрасенеб — средний подле высших, слуга богам. Тем самым богам, узреть которых он мечтал тысячи лет.
Мария Салпагарова: круг читателей «Грозы»
Мария Салпагарова довольно точно очертила круг будущих читателей романа.
Это те, кому хочется «напрячь разленившийся мозг». Три романных тома Мария назвала фантастикой о людях — такой, «какой всегда и бывает хорошая фантастика и литература вообще».
Несколько лет тому назад я написал рассказ «Прикосновение». Так вот, в этом рассказе художественно выведена эта самая мысль: без человека литературы нет. Писателя, который вместо людей станет сочинять фантастику о научных изобретениях и роботах, никогда не поцелует женщина.
Ирина Дубровина: реальность нереального
Ирина Дубровина изучила длинный романный текст не в одиночку, закрывшись в комнате, а с двумя фокус-группами, составленными из людей разных поколений: подростков и тех, кто помнит эпоху 1990-х годов.
Обсуждая сквозного мистического героя, действующего в дилогии «Контролёры мира», а именно Джулиана Мэндрида, подростки выдвинули ряд версий, но почти все они ушли в «молоко». И лишь один любитель фантастики попал в яблочко. Незаурядное воображение! Пусть этот юноша возглавит новое поколение вдумчивых читателей.
Выведенная в романе «реальность нереального», по словам рецензента, «впечатляет». И вот ещё один вывод: «Гроза» повлияет «на жизнь всех», кто её прочтёт.
Пятёрка победителей
Мы награждаем пятерых победителей конкурса рецензий на роман «Гроза».
Каждый рецензент получает именной диплом и 10000 рублей.
Поздравляем вас, Евгения, Анна, Ирина, Мария и Ирина!
Читайте книги и открывайте человеческие миры.
© Олег Чувакин, 6 апреля 2024
Спасибо огромное за поздравления и награды!
Иногда счастье измеряется лишь в мгновениях. Вот оно мгновение – радостная новость, об итогах конкурса!
И вот еще мгновение счастья — в самых волшебных ощущениях причастности к творчеству. Будьте счастливы в эти мгновения!
Спасибо! Как я завидую тем, кому еще только предстоит прочесть роман! И как здорово, что мы, рецензенты, уже обрели опыт погружения в невероятный мир, созданный Олегом и Романом!
Я благодарю читателей уже за то, что они есть. В наше время, когда издатель отправляется на свалку истории, дистанция между автором и читателем сокращается. Писатель говорит напрямую с читателем, без посредника. И вдвойне здорово, когда читатель, отталкивая критика, становится и рецензентом.
Да здравствуют многостаночники!
Ещё следовало бы поблагодарить контролёров. Ведь, если бы не они — и романа бы не было. Возможно, нам предстоит ощутить их незримое присутствие. Когда-нибудь…
Они всегда рядом. В дожде и засухе. В холоде и тепле. В таланте и бездарности. В войне и мире. В горе и счастье. В земле и небе.