Египет, Гиза, Большой Сфинкс, пустыня, звёздное небо

В лабиринте сюжета

Как и «Прецедент», «Гроза» пронизана философскими размышлениями. Они не всегда изящно оформлены, но суть передают верно, и с ними хочется соглашаться. Скоростное потребление, инфолень…
Египет, Гиза, Большой Сфинкс, пустыня, звёздное небо

В лабиринте сюжета (рецензия)

Отзыв Анны Петрусовой участвует в конкурсе рецензий на роман «Гроза»

Первый том оказался наиболее сложным для восприятия. Прежде всего мне не хватило описания мира на начало развития событий. Неоднократно упоминается, что в стране кризис, МВД и ФСБ теперь слились в МНБ, пропадают деньги и люди, появляются бездомные, которых выгоняют за МКАД. Но в каком масштабе? В каком состоянии находятся другие сферы, например, образовательная, строительная? Нет упоминаний о перебоях с товарами общего пользования, продуктами или медпомощью. Например, Анна хочет посетить дорогую клинику без проблем с записью, что скорее соответствует нашей реальности, чем затяжному кризису. На словах кризис есть, однако на начало повествования он никак не отразился на жизни главных героев. Анна и Руслан даже планируют ребёнка. Вопреки всему в обществе произошли такие значимые изменения, как повсеместное распространение ИИ «Машмаша» и переход к ID-картам. Политический кризис, о котором говорит Елена ещё до болезни президента и председателя правительства, вообще никак не описан. Мы ничего не знаем и о ситуации за рубежом. Авторы просто раз за разом повторяют устами разных персонажей одни и те же фразы, пытаясь убедить читателя, только этого явно недостаточно. Целостная картина не получается.

Второе, что смутило меня в первом томе, — чрезмерный недостаток информации. Авторы часто используют приём, когда пояснение даётся уже после события. Например, после нереалистичного нападения троих местных на Настю (именно в этот момент никого нет рядом) в следующей же главе объясняется, что Бородину испытывали специально. Ещё более нелогичному возвращению Насти в «Хроногаз», как и возвращению Криса, также даётся подробное пояснение. Но, несмотря на некоторые пояснения, вопросы копятся, преодолевая критическую отметку, за которой — недоверие читателя. Раз за разом появляется мысль: так и было задумано или авторы попросту что-то упустили? Особенно много непонятного возникает после прочтения сюжетной линии Анны. Минбезовцы — это обычные люди или на них подействовало что-то мистическое? Почему положение дел объясняет админя, а не другие потеряшки? Почему потеряшек просто не опознают по их адресу и не передадут родным? Ответы появятся в следующем томе, а пока читатель теряется и устаёт от поиска смысла там, где его нет. Смутило меня и присутствие двух разных мифологий: адыгейской и египетской. На самом деле здесь они не противоречат друг другу, но проще за основу взять лишь одну.

В целом события первого тома развиваются очень ровно, разве что с мистической составляющей авторы не стали затягивать, задействовав её с первых строк. По-настоящему интересными оказались для меня второй и третий том. Я прочитала их на одном дыхании и не провожу между ними какой-либо границы. Но должна отметить: мне, как не самому внимательному читателю, иногда приходилось останавливаться и возвращаться назад. Запутаться легко, ведь в книге огромное количество мелких деталей!

В «Грозе» авторы нашли единый стиль изложения и больше не прыгают от одного художественного приёма к другому. Информация, как и раньше, по большей части подаётся от лица героев либо газетных статей и интернет-блогов. Встречаются персонажи, стиль общения которых практически совпадает. Заметнее всего это у форумчан (Кот Бегемот, Volvo и Грека), поскольку говорят они друг за другом, но и в целом по манере речи персонажей отличить невозможно, за исключением Товарища Хе-Хе. Кстати говоря, появление регулярного обращения «товарищ» в смысле «гражданин» меня удивило. Видимо, здесь лежит отсылка к предыдущему эксперименту Мерира — госперевороту Ленина.

Обилие «говорящих» фамилий я поначалу приняла в штыки — как-никак, у нас не фарс, а спасение мира! С другой стороны, при таком большом числе персонажей и запутанном сюжете это помогает ориентироваться. Комичными представляются и правящие единицы. Министр спортивных достижений — неуклюжий «неандерталец». Главный банкир — скучный. Хлынский, и. о. президента, вовсе оказался слабоумным. Выглядит так, будто президент и председатель — единственные грамотные управленцы, что, конечно, несколько нереалистично.

С одной стороны, «Гроза» продолжает «Прецедент» очень органично, несмотря на фактическую смену жанра. На первом плане по-прежнему проблемы морали. В новые книги прекрасно вписались не только главные персонажи, но и второстепенные: Лёня, Борис, Антон и члены их семей, Гуаш и Хаджох, Ирина. Из «Прецедента» тянутся и другие ниточки: например, название главы «Шестой уровень безопасности» взято из философии Виктора Ростиславовича. Лабиринт Веры — отголосок задумки о «квестах» Руслана. Анна вспоминает события перед первой ссорой с Русланом. Авторы по-прежнему добавляют параллели с реальностью, например, схожие названия брендов и марок («Омозон», «Али-сюрприз», «Тик-так ньюс»). С другой стороны, мир «Грозы» в гораздо большей степени отличается от нашего, и не только наличием мистической составляющей. Само поведение людей в обществе значительно поменялось.

Грустно видеть отсутствие адекватного отклика на происходящее не только у правительства, но и у народа. Что случилось с людьми за год, произошедший между событиями «Прецедента» и «Грозы»? Люди инертны. Они молча согласны отправлять ежедневные дневники (даже у Руслана ни единого возмущения на этот счёт). Они не протестуют против увольнений. Когда с их счетов исчезают деньги, а их самих выгоняют из квартир, толпы не выходят на улицы с требованиями. Все согласны с положением вещей. «ЛиЖ» — единственный островок разума в интернете, но в реальности такие островки должны быть на каждом форуме! Степень тоталитаризма и ограничений в обществе я не смогла понять до конца. «Неудобные» запросы убираются из интернета, но «ЛиЖ» вполне себе существует. Государство насквозь просматривает частную жизнь посредством ежедневных отчётов, но при этом прямых запретов на что-либо как будто бы и нет. Выезд за границу не ограничен. Мнение людей регулируется путём непосредственного перераспределения денег.

Говорить о логике персонажей и мира в мистическом произведении вообще сложно. Настя абсолютно не удивляется тому, что билеты на поезд оказались поддельными. Налоговая полностью перешла на ИИ, а банки — нет. А тем временем Вере до сих пор выдаёт зарплату… кассирша!

Роман, о котором не говорят. Главный герой — простой человек. Он ответил на вызов судьбы и изменил будущее.

Как и «Прецедент», «Гроза» от начала до конца пронизана философскими размышлениями. Они не всегда изящно оформлены, но суть передают верно, и с ними хочется соглашаться. Скоростное потребление, инфолень — действительно беда нашего общества. Реклама игрушек убедительна и делает акцент на самом больном для родителя — отставании малыша от других. А вот религиозные аспекты авторы не затрагивают вовсе.

Насколько труден для понимания описываемый авторами мир, настолько же живо и интересно воспринимаются основные события. Они сменяют друг друга практически без задержек и не дают заскучать. Новые вызовы появляются сразу вслед за решёнными проблемами. С развитием событий непонятное начинает проясняться. С каждым разом персонажи теряют всё больше, но при этом получают новые способности и знания! Сюжетные линии в конце сводятся в одну точку, а в последней главе нам дают ответы на оставшиеся вопросы.

Авторы добавили в роман юмора. Это и превращение министра Болталина в развратную потеряшку, и итоговое положение Рогова (устроился-таки по призванию!), и личность загадочного информатора К. из органов. Хотелось бы ещё как-то добавить в ряд забавностей Космонавта с форума — я была уверена, что это тоже какой-то старый знакомый!

Часть сюжетных поворотов стала неожиданностью для меня. Я не угадала подмену Анны, а Мэндрида долго причисляла к когорте злодеев. Демишев оказался «сверхчеловеком», а не обычным влиятельным сотрудником. Меня приятно удивило запоздалое раскаяние Болталина и его последнее эссе, а убийство Уколова шокировало: трудно представить, что авторы допустят гибель такого важного персонажа. На тот момент я ещё не знала, что Владимир Николаевич появится вновь в виде духа. В смерть Криса не верилось сразу, но подробности я тоже не отгадала. Признаюсь, делала ставку на «откат» времени, а ведь решение с копированием палитр было очевидным!

Женские персонажи получили развитие и заиграли новыми красками. Анна теперь не просто хорошая жена с редкими капризами, а реальный человек со своими недостатками. Она имеет своё мнение и бывает подвержена ревности. Она сильная, волевая и в состоянии пережить без истерик своё положение в ночлежке и вне реальности. Анна — не сюжетное приложение к Руслану, «женщина в беде», которую он будет спасать на протяжении всего повествования, а живая личность.

Настя выросла морально и обрела цель жизни. Я нисколько не удивлена, что она не получила испытания долголетием и деньгами — и так очевидно, что переманить её на другую сторону невозможно. Настя ответственная и справедливая. Возможно, слишком правильная и в чём-то даже скучная. Идеальная богиня порядка.

Вера — очень любопытный персонаж. Если Настя — безупречная богиня, то Вера — могущественная ведьма. Властная, злопамятная, но при этом умная, любопытная и непрерывно работающая над собой. Морали, долга и границ для неё больше не существует. Получив доступ к желанным благам, она использует их на всю катушку: занимает министерское кресло, хвастает молодым телом и развлекается в постели со Стрелкой. Получив силу, она использует её против былого угнетателя, даже не задумываясь. Так же булгаковская Маргарита крушит дом Латунского, только вот у Маргариты есть настоящая любовь и надежда, а у Веры — нет, поэтому она так жестока. При этом Веру расстраивает осознание того, что Стрелка был с ней исключительно по её воле, а не по зову сердца. Значит ли это, что внутри Вера всё ещё не чужда любви и не готова обманывать саму себя? Отсутствием цели Вера похожа и на Мерира. Я уверена, что ей тоже скоро наскучат материальные и нематериальные развлечения. Интересно, что Настя, фактически не сталкивавшаяся с настоящими лишениями в жизни, смогла сохранить свои человеческие качества, а Вера, познав бедность и безнадёжность, без сомнений вгоняет в них других людей. Такие вот противоположности.

Мужские персонажи развития практически не получили. Руслану расти некуда, он и здесь спасает мир. Крис опять является лишь инструментом в чьих-то руках. У Березина открывается дар, но суть этого непоколебимого человека неизменна. Раскрылся лишь Рогов, ставший одним из немногих, кто в итоге смог отказать Устинову.

Финальная часть романа показалась мне немного затянутой и утопичной. Большой упор сделан на положении России в новом мире. Духов-сотрудников я нахожу очень забавным решением, ведь обычно мёртвых освобождают от служения или даруют им покой, а никак не наоборот. Как и в самом начале, новый мир представить непросто.

В конце хочу сказать: трёхтомный роман я нахожу очень увлекательным. Авторам удалось удивить меня и удержать моё внимание. Особенно хорошо получилось связать все нити воедино ближе к финалу. И, конечно же, мне очень интересно, что будет дальше. Какую дорогу выберет Вера? Как станет развиваться ситуация, когда человеческие сверхспособности сойдут на нет? Вмешается ли Мерира снова — или это будут высшие боги? С нетерпением жду новых загадок и вызовов!

© Анна Петрусова

Поделитесь с друзьями

Написать комментарий

Введённый вами почтовый адрес не публикуется. Заполняя форму комментирования, вы явно соглашаетесь с тем, что администратор сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя, e-mail, IP. Ссылка на политику конфиденциальности сайта. Комментарии строго премодерируются. Рекламное содержание не допускается! Политические темы запрещены! Не отвечающие этим требованиям комментарии удаляются либо обрезаются.