Шоколад, плитка, стол

Хоровые будни

Я любила свою работу, старичков из хора и наши разъезды по городам и весям. Старички любили пение, разъезды и меня. В субботу или воскресенье мы погружались в автобус…
Шоколад, плитка, стол

История участвует в конкурсе «Счастье простого человека».

Автор об авторе: «Арина Ви-ва. Человек. Не пароход».


Давно это было. Лет двадцать пять тому назад.

     …Все традиции нарушив,
     Под веселье кастаньет
     Выступает хор старушек,
     Дирижером в хоре дед…

В народном хоре «Сударушка» дедом был аккомпаниатор Виктор Васильевич Будуславский. Я в то время занимала должность заместителя директора ДК и была единственной молодой особой, связанной работой с седовласыми певцами.

Я любила свою работу, старичков из хора и наши разъезды по городам и весям. Старички любили пение, разъезды и меня. В субботу или воскресенье мы погружались в автобус класса «чих-пых» и отправлялись на очередной концерт.

У меня с собой был кофр с вечерним платьем, у бабулек — сценические костюмы и пакеты с едой. Через пять минут после отправления салон начинал благоухать салатами, вареными яйцами, бутербродами и пирогами.

Нашу «Сударушку» ждали на предприятиях, в больницах, библиотеках, городских ДК и сельских клубах. Нас ждали люди, для которых приезд хора был сродни гастролям столичных звезд, а я, вся такая блестящая, в платье в пол и на каблуках, казалась просто инопланетным существом.

Очередное приглашение поступило из подмосковного пансионата для инвалидов. Дорога недолгая, майские теплые дни, солнце светит, бабульки шуршат пакетами с едой, дедульки приосанились, смотрят мудрыми орлами, воздух в автобусе начинает вибрировать от предконцертного мандража.

На проходной в салон вошел суровый мужчина в форме:

Роман, о котором не говорят. Главный герой — простой человек. Он ответил на вызов судьбы и изменил будущее.

— Хор «Сударушка»? Документы предъявите.

Три пятиэтажных корпуса за колючей проволокой, въезд строго по паспортам. Ну ладно, и не такое бывало, мы уже ко всему привыкли.

Хористы пошли в гримерку переодеваться, я занялась проверкой звука и света. Стою на сцене, «раз-два-трикаю» в микрофон, рядом, в зрительном зале парнишка крутится, местный звукорежиссер. Симпатичный, курносый, бровки домиком, кудрявый, улыбается мне и вроде как даже заигрывает. Но я перед концертом ни-ни! Все улыбки только на банкете, а сейчас надо понять, какой звук, как минусовка пойдет, как на сцену нашим пенсионерам выходить, чтобы не упали.

Сцена низкая — хорошо, ступеньки входа широкие — вообще отлично. Надеюсь, в этот раз никто из артистов не шмякнется по дороге к триумфу.

— Девушка, а вы на Аленку с шоколадки похожи!

Мальчик-звукорежиссер явно забыл про свои обязанности и хотел чего-то светлого и радостного.

— Молодой человек, я не шоколадка, а злая уставшая тетка. К тому же и старше вас на… на много. Давайте уже минусовку включайте!

Парень пожал плечами и проворчал:

Новые конкурсные истории. Прочтите их!

— Меня Миша зовут. Все равно шоколадку подарю. Похожа ведь.

Из правой кулисы прошелестело:

— Ириночка Геннадьевна, мы готовы! Можно нам сцену проверить?

Мои родные хористы, переодетые и помолодевшие, рвались в бой.

— Выходите! Виктор Васильевич, прогон на сцене устроим? Песни две?

Будуславский величественно кивнул и началась движуха.

Галина Паллна пихалась с Анной Петровной за место ближе к центру, Любовь Васильна громко сообщала, что взопрела и сейчас потеряет сознание, самая молодая (к шестидесяти) хористка Ляна кокетливо поправляла сползший гольф, демонстрируя выразительную икру, мужчины старались выпятить то, что было над животами и дружно откашливались.

Первые две песни пропели, звук шел хороший, акустика была сказочной. До начала концерта оставалось время, поэтому решили прогнать минусовку с хором. Я повернулась к звукорежиссеру:

— Миша, давайте первую попробуем?

Миша кивнул и нажал кнопку «Вкл.». Взрослые, много пережившие люди, никак не среагировав, запели. А у меня нажалась кнопка «Выкл.». Милый веселый мальчик Миша, оказывается, все это время находился на сцене и то, что казалось частью человека, стоящего в зале, оказалось человеком целым. С руками, ногами, веселой улыбкой, курносым носом и ростом до середины моего бедра.

— Прогон закончен. Артисты за кулисы, можно приглашать зрителей, — процедила я и поняла, что концерт вести не смогу.

Зашла за занавес и села на пол.

— Тяжело, девочка? — Будуславский подошел, обнял за плечи.

— Очень тяжело. Виктор Васильевич, я не смогу, правда не смогу. — Я что-то лепетала и не могла встать. — Если он такой, то какие остальные?!

— А ты сделай так, чтобы им хорошо было, чтобы праздник был. У них тоже есть право на счастье, поняла? Теперь встала, утерлась и на сцену!

Я пошла. Только теперь до меня доперло, что стульев в зале почти не было! Зрителей подвозили в странных колясках, подпорках, кто мог сидеть, несли стулья с собой. Выключился свет в зале, сцена высветилась под беспардонным лучом прожектора, оголив пыль в углах и оторванный край занавеса.

— Здравствуйте! Наш хор счастлив поделиться с вами своим задором, радостью и молодостью, ведь девиз «Сударушки»: «Нам никогда не будет шестьдесят, а лишь четыре раза по пятнадцать!»

…И в этот момент стало совершенно не важно, зал Большого театра или подмосковного дома инвалидов лежал у отекших, с чернильной росписью вен ног хора ветеранов «Сударушка».

В богом забытом помещении, не ахти как приспособленном для выступлений, расцветало счастье. Когда одна радость на всех, когда не важно, сколько тебе лет и какое у тебя здоровье, когда льется песня, когда ты любишь мир и мир отвечает тебе тем же.

…Вот, собственно, и все. После концерта был банкет. В перерыве между картошкой с тефтелями и компотом Мишка вручил-таки мне шоколадку.

Замдиректора в ДК я проработала еще три года. Было много концертов, были даже международные конкурсы. Но такого улыбающегося звукорежиссера, такой благодарной публики, такого огромного счастья от выполненной работы больше не было.

Много времени прошло с тех пор… Лет двадцать пять.

© Арина Ви-ва, 2022

Поделитесь с друзьями

11 комментариев

  1. Какой хороший, человеческий, тонкий и пронзительно грустный рассказ! И слезы хорошие, нужные… Спасибо, Ирина!

  2. Щемящий, тонкий рассказ,написанный добрым человеком. Знакома с предыдущими произведениями этого автора. Спасибо!

  3. Хороший, светлый рассказ! Никогда нельзя забывать, что у всех «есть право на счастье». Надо делиться добрыми словами, улыбками и хорошими поступками!

  4. Очень легко читать,с удовольствием. Спасибо Ирина, ещё пожалуйста пополнить коллекцию рассказов

  5. Ирина спасибо, вас тепло читать. К концу проняло до кончиков пальцев. Благодарю, что поделились. Пишите еще!

  6. Арина, спасибо за рассказ! Музыка действительно способна дарить то счастье, на которое откликается душа! Немножко завидую людям с музыкальными способностями за то, что они имеют возможность быть причастными к этому миру счастья и дарить его окружающим!

  7. Арина, интересный рассказ! Когда читаешь заголовок, даже не предполагаешь, какую историю приготовил автор. Одна поездка, одна встреча — и памятное ощущение счастья в череде привычных будней. Читала и переживала всё вместе с автором-рассказчиком. Много лет сама участвовала в художественной самодеятельности (пела, читала стихи, была ведущей), поэтому атмосферу поездки, концертных волнений представила себе очень зримо… Спасибо за эту сопричастность, за доброе настроение, светлые эмоции!

Написать комментарий

Введённый вами почтовый адрес не публикуется. Заполняя форму комментирования, вы явно соглашаетесь с тем, что администратор сайта узнает и сможет хранить ваши персональные данные: имя, e-mail, IP. Ссылка на политику конфиденциальности сайта. Комментарии строго премодерируются. Рекламное содержание не допускается! Политические темы запрещены! Не отвечающие этим требованиям комментарии удаляются либо обрезаются.